Этика педагога

Педагогическая этика изучает особенности педагогической морали, обосновывает ее принципы, раскрывает функции, определяет содержание нравственной деятельности педагога в целом, включая нравственные отношения в педагогической среде. Педагогическая этика разрабатывает основы педагогического этикета, суть которого сводится к гармонизации внешних форм поведения и их нравственного содержания.

Педагогическая деятельность – одна из наиболее древних и социально значимых. Ее общественная роль определяется тем, что педагог воспроизводит, социализирует человека конкретного общества, обеспечивая его включение в социум в качестве полноценной личности. Специфика педагогической деятельности заключается в обязанности передать последующему поколению всю совокупность актуальной культуры общества. Причем педагог, отнюдь, не выступает примитивным транслятором – его миссия значительно сложнее. Она заключается в умении творчески переосмыслить содержание культуры, расставить мировоззренческие акценты гуманистического характера, облечь в эффективную и доступную методическую форму.

Такой социальный заказ общества оформляет предмет труда педагога, определяемый как воспитание личности, передача знаний, умений, навыков подрастающему поколению. На первый взгляд предмет труда педагога задан изначально самой профессиональной деятельностью. Однако педагог должен всегда помнить, что он имеет дело с уникальным нравственным миром формирующегося индивида. Этим, прежде всего, определяется специфика и сложность предмета профессиональной деятельности педагога.

Процесс профессиональной деятельности педагога содержит морально-нравственный аспект трех типов отношений, а именно:

  • педагог – воспитанник
  • педагог – педагог
  • педагог – общество

Эти отношения регулируются профессиональной моралью педагога.

Исходя из специфики профессиональной деятельности и отношений, профессиональная мораль задает главный моральный принцип профессии – принцип гуманизма. Содержание принципа гуманизма исторически изменчиво, однако суть его наиболее точно, по нашему мнению, определил русский историк В. Ключевский: «Чтобы быть хорошим педагогом нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь».

Из всей совокупности морально-нравственных отношений педагога, его отношение к воспитуемым является ведущим, т. к. именно оно определяет цель и сущность профессиональной педагогической деятельности, задает, детерминирует, окрашивает все другие отношения. В известном смысле связь учитель-ученик заранее задана обществом, профессиональный долг педагога состоит в том, чтобы эту взаимосвязь не только не разрушить, но сохранить, укрепить, гуманизировать. В чем и заключается нравственное творчество педагога.

Далее рассмотрим как моральный принцип педагогической деятельности – принцип гуманизма – конкретизируется и реализуется через моральные нормы, правила, регламентируя три основных типа отношений, указанных выше.

Принцип гуманизма – любовь педагога к воспитанникам – реализуется через следующие моральные нормы: требовательность, взаимоуважение, нравственный пример, авторитет, взаимодоверие, справедливость.

Требовательность как норма педагогической деятельности направлена на формирование положительных нравственных качеств, становление личности. При этом следует отметить, что всякое требование должно быть педагогически целесообразно, т. е. разумным, понятным учащимся и восприниматься ими как необходимость.

Требовательность основывается на взаимоуважении как моральной норме отношений «педагог – воспитанник». С одной стороны, педагог должен относиться к воспитуемому как к уникальной личности, верить в него, признавать в нем равного себе, тем самым, формируя его человеческое достоинство. С другой стороны, учитель в не меньшей степени нуждается в уважительном отношении со стороны воспитуемого, что приобретает особую актуальность в период перехода от авторитарной модели к педагогике сотрудничества.

Уважение к педагогу базируется на личном примере и подкрепляется авторитетом. Посредством личного примера педагога воспитуемые приобщаются к положительному нравственному опыту. Поэтому справедливо нормативное требование, сформулированное А. Макаренко, что педагог сам должен быть воспитан, без авторитета нет воспитателя. Следует заметить, что авторитет не завоевывается раз и навсегда, а, будучи, проявлением нравственно-психологической связи воспитателя с воспитуемым, основывается на доверии, требует постоянного подкрепления в моральной практике. В поведении учителя нет мелочей, нравственный компромисс, отступление от моральных норм, бестактность, др. неизбежно ведут к крушению авторитета.

В формате отношений педагог-воспитанник важную роль играет такая моральная норма как справедливость. Ее сущность проявляется в объективности, непредвзятости педагога, единстве требований ко всем учащимся. Справедливость является всеохватывающей моральной нормой, т. к. пронизывает все виды отношений педагога с учащимися, начиная от формы обращения и заканчивая умением оценить достоинства и недостатки другого. Попрание нормы справедливости порождает болезненную реакцию, агрессию со стороны воспитуемого, провоцирует его к совершению безнравственных поступков. А также является проявлением пренебрежительного отношения со стороны педагога к своему профессиональному долгу.

Взаимодоверие как моральная норма выражает определенный характер отношений «педагог-воспитанник». Доверие воспитанника – это отношение к педагогу, основанное на убеждении в его правоте, возникающее в процессе неформального общения с педагогом. Умение завоевать доверие свидетельствует о высоком профессионализме и нравственных качествах педагога. Гуманизм педагогической деятельности проявляется не только в обретении доверия учащихся, но и в доверии к воспитуемым. Доверие оказывает сильное воздействие на нравственное становление личности, т. к. апеллирует к ее лучшим качествам и способно стимулировать моральный поступок.

Отношение «педагог-педагог» может строиться на разных моральных принципах. В настоящее время в педагогической деятельности утверждается принцип коллегиальности, который сменил принцип коллективизма, присущий педагогике социалистической школы. Коллегиальность проявляется в создании нравственной атмосферы сотрудничества с целью эффективного обучения и воспитания подрастающего поколения. Принцип коллегиальности в профессиональной практике реализуется через моральные нормы взаимопомощи и взаимоподдержки, взаимодоверия и принципиальности, обмена опытом и профессионального самосовершенствования, реализации своей профессиональной уникальности посредством академических свобод. Коллегиальность означает умение оценивать каждого профессионала по достоинству, реальному вкладу в учебно-воспитательный процесс, т. е. по работе в «одной команде» на достижение общей цели.

Принцип коллегиальности задает критерии оценки нравственной атмосферы педагогического коллектива, формирует столь необходимое общественное мнение. Благодаря последнему, ошибочный или аморальный поступок коллеги подвергается критической оценке, осуждению со стороны коллектива. При всей принципиальности критика должна быть конструктивной, а не злопыхательской. Также общественное мнение одобряет следование профессионально-моральным нормам, выполнение морального долга.

Анализируя третий тип отношений: «педагог (педагогическое сообщество) – социум», авторы вынуждены констатировать сложившееся противоречие в морально-нравственной сфере современного общества. С одной стороны, социальная миссия педагога не только не утратила своего значения, а напротив, приобретает особую значимость в условиях современной России. С другой стороны, духовно-нравственный кризис постперестроечного периода выразился и в том, что отвергнуты традиционные и не наработаны новые принципы, ценности, установки, критерии оценок деятельности профессиональных сообществ. Особую тревогу вызывает умаление роли педагога в нашем обществе. Первым шагом к разрешению данного противоречия является четкое осознание морального принципа, лежащего в основе отношения «педагог – общество». Представляется, что таким принципом может выступать принцип профессионально-статусной определенности. Содержание принципа профессионально-статусной определенности применительно к педагогическому сообществу заключается в следующем: исходя из общественных приоритетов, социальной значимости педагогического труда, общество должно определить, а государство гарантировать высокий социально-профессиональный статус педагога. В противном случае нашему обществу грозит процесс девальвации педагогического труда и, как следствие этого, отрицание обществом своего завтра.

Этизация в современном мире все шире охватывает сферу профессиональной деятельности. Поскольку наука превращается из мощной производительной силы общества в непосредственную и высшую «человекообразующую» ценность культуры, то она попадает в фокус этических исследований. В частности, в научно-исследовательской деятельности реализуются и интенсивно формируются нормы, принципы, ценности профессиональной морали научного работника.

Традиционно университетское образование было направлено на формирование научных кадров. Поэтому мы не можем обойти вниманием рассмотрение вопроса о специфике профессиональной морали научного работника. Она изучается таким видом профессиональной этики, как этика научного работника, которая обосновывает систему моральных принципов, норм и правил, регулирующих нравственные отношения научного сообщества. Регулятивная функция профессиональной морали заключается в регламентации взаимоотношений ученых и определяет, что допустимо и что непозволительно для ученого. Эта система исторически изменяется в процессе развития науки и усложнения ее взаимосвязи с обществом.

Социальная значимость деятельности научного работника детерминируется все возрастающей ролью современной науки. Предметом деятельности ученого является познание закономерностей окружающего нас мира, включая самого человека, с целью их преобразования. Однако в реальной практике специфика деятельности научного работника сопряжена с множеством морально-нравственных противоречий, которые могут быть сформулированы по крайней мере в виде двух серьезных нравственных проблем:

  • вправе ли ученый продолжать исследование закономерностей, если он предвидит, что они могут быть использованы во зло человечеству (например, разработка оружия массового уничтожения, вмешательство и манипулирование психикой человека, вмешательство в генетическую природу человека и др.);
  • несет ли ученый ответственность за использование результатов его деятельности во вред людям (например, открытия физиками-теоретиками, использованные при производстве атомного оружия).

Для разрешения нравственных проблем в научном сообществе выработан профессионально-этический кодекс, включающий следующие основные нормы профессиональной морали. Во-первых, к ним относятся нормы, регламентирующие отношение «профессионал-предмет труда»: объективность (бескорыстный поиск и отстаивание истины как высшей ценности), научная добросовестность (ничто не принимать на веру, руководствоваться декартовским «сомневаюсь», отказываясь от быстрого, но сомнительного успеха в научном исследовании), др.

Во-вторых, нормы профессиональной морали, регламентирующие отношения внутри научного сообщества: научная честность (осознание своей сопричастности к данной профессиональной группе и неукоснительное соблюдение долга ученого), коллегиальность (создание морально-психологического климата в научном коллективе, способствующего креативности и научному поиску), научная непредвзятость (умение коллег-ученых оценить научную идею, гипотезу, исходя из ее продуктивности, а не своих субъективных установок), др. Вместе с тем, профессиональная этика накладывает своеобразное табу на такие действия ученого, как плагиат (присвоение чужих научных идей, открытий), как фальсификация (преднамеренное искажение) научного исследования.

В-третьих, нормы профессиональной морали, регламентирующие отношение типа «научное сообщество-социум»: социальная ответственность (осознание и воплощение ученым своего профессионального долга), конфиденциальность (умение сохранять профессиональную тайну в интересах научного сообщества и социума), социальное доверие (уверенность в профессионализме ученых, нравственных качествах, гарантирующих выполнение профессионального долга).

В настоящее время в профессиональной этике активно употребляется новое понятие – этос науки. Он включает в себя не только профессиональную этику ученого, но и специфические ценности самой науки, обосновывает ее гуманистическую ориентацию.

Представленную выше логику анализа профессиональной морали педагога можно применить к пониманию специфики конкретных видов профессиональной морали и в первую очередь группы профессий типа «человек – человек» (медицинского работника, юриста, социального работника, управленца, журналиста, психолога, др.)