Этика. Мораль и нравственность

Профессиональная этика сегодня является важнейшим разделом общеэтической теории. Ее выделением в качестве самостоятельной отрасли этического знания мы обязаны Э. Дюркгейму и в определенной мере М. Веберу. Усложнение профессиональной деятельности, ее дифференциация в эпоху развитого капитализма с необходимостью поставили задачу теоретико-этического осмысления этих процессов. Эмиль Дюркгейм связывает появление профессиональной морали с капиталистическим разделением труда и появлением юридически свободных субъектов производства, что послужило основанием для постановки вопроса о самостоятельном статусе профессиональной этики.

Актуальность этического знания резко возрастает в условиях смены социальных перспектив, идеологических установок, системы моральных ценностей, в ситуации нарастающего духовного кризиса, утраты человеком и обществом прошлых иллюзий и поиска равновесия и стабильности в настоящем и надежды на лучшее будущее. В реалиях меняющегося мира именно этическое знание призвано помочь человеку в выборе жизненных оснований, перспектив и смыслов. Идеологическая, классовая доминанта отечественной этики меняется на общекультурную, общецивилизационную, общечеловеческую.

Этика в системе философского знания занимает особое место, что связано, прежде всего, с той мировоззренческой нагрузкой, которую она несет. Этика дает цельное и целостное представление о мире, т. к. она обосновывает универсальный и единственный его критерий самого человека. Именно этика конкретизирует и одушевляет известную формулу античного философа Протагора: «Человек есть мера всех вещей».

Утверждение в этическом знании человека как высшей ценности и самоценности наполняет смыслом его жизнь и определяет путь достижения счастья. Именно этика формулой кантовского категорического императива, призывает относиться к человеку как к цели и никогда как к средству. Именно этика провозглашает жизнеутверждающую идею постоянного самосовершенствования человека, доказывающую особое место и предназначение человека в мире. Ибо человек это Чело и Век вечный разум, вечная мудрость, вечное стремление к совершенству.

Этика это философия морали. Задача этики оправдание морали и ее истинной, нормативной роли в жизни человека и человечества. Именно оправдание, т. к. восприятие феномена морали неадекватно ее действительной ценности. Представления о морали нередко ограничены уровнем элементарной культуры общения. Обыденный уровень сознания фиксирует только табуированную (запретную) сторону морали, порождая скептическое и нигилистическое отношение к ней, а в результате — деятельностную и поведенческую нереализованность. Именно это подметил Шарля Фурье в известном изречении: «Мораль это бессилие в действии».

Этика как наука о должном, учит искусству жить достойно, осмысленно и счастливо. «Чтобы жить не напрасно и достойно непреходящего смысла, человек не должен быть самовоспроизводящим, продолжающим себя как вид, но дать нечто принципиально иное, лучшее и большее что не вырастет естественно, стихийным способом, но что возможно только нравственно выработать, произвести, создать. Это плодотворность культурная, душевная и духовная, воздвигаемая или надстраиваемая над всеми данностями естественно-природного бытия. Именно культуросозидательная и душевно-духовная плодотворность и могла бы позволить нам быть больше дающими в Универсуме, нежели берущими.» (Батищев Г. С. Корни и плоды. Размышление об истоках и условиях человеческой плодотворности/ Наше наследие, 1991. №5. С.2)

Обыденное сознание воспринимает мораль как нечто нудное, преследующее человека, неусыпно бдящее за ним, не оставляющее в покое даже наедине с собой. Мораль превращается в пугало, в неотступного цензора-оценщика, в набор ненавистных табу и назиданий. На уровне обыденного сознания, скользящего по поверхности, хаотичного, спонтанного, эмоционального, невозможно открыть высокое назначение и безграничные возможности морали в жизни общества и человека. За многообразием и противоречивостью проявлений морали и конкретикой нравов обыденное сознание не способно понять главное, закономерное, существенное, глубинно-ценное. Эту задачу способно реализовать этическое образование, дающее научно-теоретическое осмысление сущности и специфики морали, ее законов, незаменимой конструктивной роли в жизни человека и общества.

Нарастающий утилитаризм и прагматизм межличностных и социальных отношений все более вытесняют нравственные основы жизни, делают их «бесполезными». Культивируется образец сильного, уверенного в себе, своих целях и возможностях человека, не оглядывающегося на других, их проблемы и беды, не обращающего внимания на нравственные укоры и осуждения, способного достичь жизненного успеха. Поэтому руководством к действию нередко становятся известные изречения Фридриха Ницше: «Мораль это удел слабых», «Добрые суть тормоз», «Падающего — подтолкни».

Но если мы все больше начинаем ориентироваться на пользу и успех, на утилитарность и прагматизм, теряя духовность и игнорируя нравственные ценности, принципы, основания, дающие и спасающие человеческое в человеке, то не утрачиваем ли мы свое родовое начало? Этика как практическая философия акцентирует внимание на этом мировоззренческом вопросе и отвечает на него.

Таким образом предмет этики можно очертить следующим образом. Этика это наука, которая оправдывает существующую мораль, изучает формирование, развитие, функционирование морали как сферы должного и с этих позиций обосновывает нравственность как сферу сущего, анализирует реальные нравы общества.