Не меньшие сложности вызывает и определение сущности и содержания права. Этот вопрос является едва ли не основным в теории права, поэтому к его решению обращались многие авторы, хотя и решали его неоднозначно.
Так, Аристотель трактовал право как справедливость, Ж.-Ж. Руссо – как всеобщую волю, Иеринг – как защищенный интерес и т. д.
Прежде чем говорить о сущности права, следует определить его природу. На различных этапах развития юридической науки отмечалась божественная, естественная, психологическая природа права. Большинство авторов акцентируют внимание на волевой природе. Эта идея восходит к Г. Гроцию, который отмечал, что «право имеет своим источником волю». Поддерживающие подобную идею авторы расходятся, однако, во мнении об источнике этой воли.
Одни из них утверждают, что источником является народ, другие к таковому относят индивидов, их объединения, третьи – господствующий субъект, государство.
В отечественной науке общепризнанной являлась марксистская идея о том, что в праве выражена воля господствующего класса. «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса», – отмечали, обращаясь к буржуазии, классики марксизма в знаменитом «Манифесте коммунистической партии».
В последнее время классовый подход к сущности и содержанию права подвергся критике, но его волевой характер поддерживается многими авторами. Однако при этом спорным остается вопрос о содержании этой воли, ее источнике (не важно, будет ли это воля народа, какой-то его части, класса или государства).
В свое время Маркс и Энгельс, подчеркивая экономическую обусловленность права, утверждали, что содержание этой воли определяется экономическими условиями жизни господствующего класса.
В последнее время авторы видят в праве не только классовую, но, прежде всего, общесоциальную природу и сущность. Характеристика права только как классового явления во многом обедняет его содержание. В этих условиях усилия правоведов направлены на поиски социального, общечеловеческого в содержании права. Анализ последнего привел ученых к мысли, что содержанием его выступает нравственная категория справедливости. Отсюда и право трактуется как мера справедливости. Подобное понимание права – развитие либерально-демократических идей русских ученых конца ХIХ в. Так, профессор Петербургского университета Ф. Мартенс полагал, что «в основе права и законодательства лежит один и тот же источник – идея правды и справедливости».
Справедливость выступает как идейная основа права, идеей справедливости пронизано большинство правовых предписаний. На это указывает и этимология слова «право» (однокоренные ему в русском языке слова «справедливость», «правда», «правильно», «правое дело», «правдивый» и т. д.). Однако справедливость – категория нравственная.
Поиск более широкой социальной категории привел ученых к мысли, что таковой является свобода. Право – мерило свободы. Оно и возникло на определенном этапе развития общества как средство ее выражения и обеспечения. В праве, его предписаниях отражается уровень свободы общества и соответствующей свободы личности. В правовом регулировании в свое время не было необходимости до тех пор, пока индивид не был в какой-то мере свободным, когда у него не было свободы выбора. И чем больше раздвигались рамки свободы, тем большее развитие получало право, тем значительнее была его роль в жизни общества и отдельных индивидов.
На рубеже 80–90-х гг. общество пережило своеобразную эйфорию от «свободы без берегов». Между тем свобода, как учили мыслители прошлого, – сложное, противоречивое явление. Она невозможна без определенных социальных ограничений, без обуздания несвободы (произвола) посредством различных регулятивов; нравы, морали, традиции культуры. Иначе говоря, сама свобода нуждается в снятии разного рода иррациональных моментов, а значит, в рационализации и гуманизации. Она невозможна без социальной ответственности. Отсюда следует, что, освобождая человека от разного рода внешних ограничений, надо вооружать его способами управления собственной свободой.
Общая цель права заключается в создании условий для реализации свободы человека, в противодействии произволу и насилию в отношении его как со стороны других людей, общественных организаций, так и государства. Как отметил С. С. Алексеев, «именно право по своей исходной сути представляет собой образование в жизни людей, которое логически и исторически предназначено быть институтом, призванным реализовывать свободу каждого человека, придавать ей определенность и обеспеченность, а отсюда – истинно человеческую ценность».
Итак, сущностью права является общая воля как результат консенсуального согласования воли и интересов различных социальных групп, слоев, классов.
Эта воля формально закрепляется в законе, «возводится в закон», становясь общеобязательной. Содержанием же права (указанной воли) является свобода.
Большинство авторов в своих исследованиях называют юридические учреждения (С. С. Алексеев, А. М. Васильев, В. Н. Кудрявцев, Ю. А. Тихомиров, Л. Фридмэн и др.). В монографии «Право на пороге нового тысячелетия» (М., 2000) СС. Алексеев отмечает: «Кроме понятия права (в смысле позитивного права), есть еще понятие юридической (правовой) системы. Это – позитивное право, взятое в единстве с другими институтами, обеспечивающими его существование и действие. В том числе – в единстве с судом, правоохранительными органами, с законодательными учреждениями и т. д.».
По своему социальному назначению право является регулятором общественных отношений. Следовательно, важнейшей его функцией является регулятивная. Однако регулирование общественных отношений с помощью права осуществляется по-разному.
Прежде всего, с помощью права можно закрепить, стабилизировать общественные отношения, не позволять им резко изменяться, развиваться. Такая функция в науке определяется как регулятивная статическая.
С другой стороны, воздействуя с помощью права на общественные отношения, можно обеспечить их быстрое изменение, развитие. Эта функция определяется как регулятивная динамическая.
Кроме того, право выступает и как важнейшее и эффективное средство охраны общественных отношений. Следовательно, помимо регулятивной, оно осуществляет и охранительную функцию.