Единая политическая элита или множественность элит?

Но является ли элита единой и монолитной? Еще В. Парето подразделил элиту на правящую и неправящую. К первой относятся люди, которые прямо или косвенно играют значительную роль в правительстве, ко второй – остальные члены элиты. Сегодня активно используется термин «контрэлита» для обозначения лидеров «социальных низов» – руководителей левых партий, профсоюзов и т. д., а также других представителей неправящей, по терминологии Парето, или потенциальной элиты.

Принято также выделять политическую, экономическую, интеллектуальную (культурную), военную, религиозную элиты. Они могут находиться между собой в состоянии либо соподчинения, либо конкурентной борьбы. Различные направления западной элитологии по-разному видят место этих субэлитных групп в управлении обществом.

Так, сторонники теории «плюралистической демократии» утверждают, что ни один класс или группа населения не обладает монополией власти. Социально-политический процесс предстает как конкуренция и компромисс между множеством «заинтересованных групп». Взаимная конкуренция этих групп страхует общество от того, чтобы одна из них стала доминирующей элитой.

Леворадикальные идеологи, напротив, доказывают, что так называемая «плюралистическая демократия» есть в действительности господство элиты финансового капитала. Под влиянием их критики (в частности, книги Р. Миллса «Властвующая элита») элитаризм вынужден был трансформироваться. Результатом этой трансформации стала теория «элитного плюрализма», согласно которой власть в западном обществе принадлежит не одной элите, а скорее комплексной системе специализированных элит. Авторы данной теории (в частности, С. Келлер, Р. Даль) утверждают, что политическая элита не является одновременно экономической и социальной элитой, сфера каждой из элит ограничена ее компетенцией, а взаимная конкуренция заставляет их чутко реагировать на мнение избирателей. Кроме того, политическая, экономическая, культурная и военная элиты выполняют функции «ограничения», «сдерживания» по отношению друг к другу. Взаимные разногласия и равновесие элит обеспечивают сохранение демократических свобод. Тем самым теория «элитного плюрализма» стала по существу разновидностью концепции «плюралистической демократии».

Однако в 70-80 гг. 20 века она подверглась критике как с консервативных, так и с леворадикальных позиций. Противники плюралистической концепции (Т. Дай, Ф. Ландберг, У. Домхофф) доказывают, что действительную власть в Америке осуществляет элита собственников и финансового капитала, тесно сросшаяся с политической элитой.