Мировоззрение – это системное и целостное представление о мире и месте человека в нем, об отношении человека к окружающей его действительности и самому себе, выражающееся в основных жизненных позициях людей, их убеждениях, идеалах, принципах и ценностных ориентациях.
Этика (от лат. ethica, греч. ethos обычай, характер) — это философская наука, которая изучает формирование, развитие, функционирование морали; обосновывает нравственность, анализируя реальные нравы общества.
Функции этики – (от лат. functio – исполнение) роль, назначение этики как науки, исследующей морально-нравственные отношения между людьми; основные функции этики: мировоззренческая, аксиологическая (ценностная), праксиологическая (прикладная).
Мораль – (от лат. moralis нравственный) сфера должного; одна из форм общественного сознания (наряду с правом, религией, наукой, др), которая отражает представления о добре и зле, оформляется в виде правил, норм, принципов, идеалов, ценностей, регулирующих поведение людей на добровольной основе.
Нравственность – сфера сущего, в которой проявляется многообразие нравов и практически воплощается мораль, как должное.
Утилитаризм (от лат. utilis польза, выгода) – узкий практицизм, стремление извлекать из всего непосредственную материальную выгоду, пользу.
Прагматизм – (от греч. pragma дело, действие) оценка явлений, исходя из практически полезных результатов.
Антропоцентризм – (от греч. anthropos человек и лат. centrum средоточие) мировоззренческий принцип, рассматривающий человека как центр и высшую цель мира.
Антропологический подход – методология, позволяющая исследовать процессы и явления через призму природы и сущности человека; применительно к трудовой морали антропологический подход выявляет место труда в системе человеческих ценностей и мотивацию к труду на каждом этапе развития социума.
Мотивация труда – (от лат. moveo приводить в движение, толкать) внутреннее субъективно-личностное побуждение к труду, социально детерминированное на каждом историческом этапе.
Ценность труда – восприятие труда как блага; значимость его как для личности, так и для социальных групп, общества в целом.
Творческое содержание труда – характер труда, способствующий самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию личности.
Скептицизм – (от греч. skeptikos разглядывающий, расследующий) философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного кртерия истины; «подвергай все сомнению».
Рационализм – (от лат. rationalis разумный) философское направление, признающее разум сущностной характеристикой человека, основой его познания и поведения.
Сенсуализм – (от лат. sensus восприятие, чувство) философское направление, признающее чувственность, ощущения, восприятия основой человеческой деятельности; «нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах».
Гедонизм – (от греч. hёdonё наслаждение) этический подход, который все содержание моральных требований сводит к стремлению получать наслаждения и избегать страданий.
Ригоризм – (от лат. rigor твердость, строгость) этический подход, утверждающий строгое и неуклонное соблюдение определенного морального принципа безотносительно к конкретным условиям; безусловное выполнение долга, даже вопреки целесообразности, интересам людей и общества.
Общественно-деятельностная природа человека (по Канту) – реализуется через деятельность субъекта, включающую три взаимосвязанные ступени: технико-механическую, прагматическую и моральную; духовное совершенствование человечества как рода осуществляется именно на моральной ступени.
Категорический императив – категория этики Канта, устанавливающая взаимосвязь между моральным сознанием индивида и всеобщим нравственным законом.
Автономность морали (по Канту) – означает ее независимость от каких-либо внешних факторов и ее безусловность, т. е. следование моральному закону при любых обстоятельствах.
Человек «экономический» – продукт марксистской антропологии сводящий понимание человека к экономическим параметрам.
Отчуждение в сфере труда (по Марксу) – заключается в деформации человеческой сущности («частичный рабочий»); это означает, что способности человека, опредмеченные в продукте труда, не только больше не принадлежат труженику, но и становятся чуждой ему силой; социально-экономические факторы отчуждения: частная собственность на средства производства, эксплуатация наемного труда, «товарный фетишизм», социальное неравенство.
Профессиональная этика – это раздел общеэтического знания, предметом которой является мораль и нравственность профессиональной деятельности.
Профессиональная мораль – это система норм, правил, принципов и ценностей, воплощенная в профессиональном долге, регулирующая профессиональную деятельность.
Профессиональная нравственность – это степень освоения профессионального долга и отражение бесконечного многообразия индивидуальных особенностей личности специалиста.
Функции профессиональной этики – роль, назначение профессиональной этики, как части общеэтического знания; основные функции профессиональной этики: гносеологическая, мировоззренческая, аксиологическая (ценностная), воспитательная.
Профессиональный долг – категория профессиональной этики, фиксирующая моральные требования, предъявляемые обществом к профессионалу, а также осознание и принятие этих моральных требований специалистом как «своих»; профессиональный долг является самопобуждением личности к выполнению задач профессиональной деятельности.
Профессиональная ответственность – категория профессиональной этики, отражающая меру выполнения специалистом своего профессионального долга;
Профессиональная совесть – категория профессиональной этики, отражающая механизм самооценки профессионалом своих действий в соответствии с требованиями профессионального долга.
Профессиональная честь – категория профессиональной этики, отражающая социальную значимость профессии, которая определяется профессиональным долгом.
Профессиональная требовательность – категория профессиональной этики, выражающая осознание специалистом своего профессионального долга и высокую степень ответственности за его выполнение.
Профессиональная самоотверженность – категория профессиональной этики, отражающая добровольное принесение специалистом в жертву своих интересов во имя выполнения профессионального долга.
Профессиональная солидарность (от лат. solidus прочный) – категория профессиональной этики, выражающая помощь и поддержку коллег, основанных на осознании общности профессиональных интересов и выполнении профессионального долга.
Профессионально-моральные отношения – это отношения (непосредственные или опосредованные) между людьми в сфере профессиональной деятельности, оцененные с позиции добра и зла; типы профессионально-моральных отношений: профессионал общество, профессионал предмет труда, профессионал–профессионал.
Профессионально-этический кодекс – это сфера должного, образец, идеал, к которому необходимо стремиться специалисту; он задает устойчивый порядок нравственной деятельности профессионала; функции профессионально-этического кодекса: институциональная, регулятивная, социализирующая.
Структура профессионально-этического кодекса – это основные элементы, в которых фиксируются требования к профессионально-моральным отношениям; элементами профессионально-этического кодекса являются: социальная значимость профессии, предмет труда, моральные принципы, моральные нормы и правила, нравственные качества профессионала, сфера действия кодекса, формы морального контроля.
Профессиональная деонтология – (от греч. deon должное и logos учение; наука о должном) раздел профессиональной этики, в котором формируется представление о профессиональном долге, рассматриваются проблемы должного в сфере конкретной профессиональной деятельности (врача, педагога, ученого, др.).
Этизация профессиональной сферы – это отражение в общественном сознании возрастания значимости и универсальности морально-нравственных регуляторов профессиональной деятельности.
Педагогическая этика – отрасль профессиональной этики, изучающая особенности педагогической морали и обосновывающая ее принципы, функции, содержание нравственной деятельности педагога.
Принцип гуманизма – как основной принцип педагогической морали утверждает в качестве абсолютной ценности и цели педагогической деятельности личность воспитуемого; принцип гуманизма реализуется через следующие моральные нормы: требовательность, взаимоуважение, нравственный пример, авторитет, взаимодоверие, справедливость.
Требовательность педагога – норма педагогической морали, заключающаяся в способности профессионала сформулировать педагогически целесообразные требования; требовательность направлена на формирование положительных нравственных качеств личности.
Педагогическая справедливость – норма педагогической морали, сущность которой проявляется в объективности, непредвзятости педагога, единстве требований ко всем учащимся; справедливость является всеохватывающей моральной нормой, т. к. пронизывает все виды отношений педагога с учащимися.
Уважение к педагогу – норма педагогической морали, определяющая необходимость приобщения воспитуемого к положительному нравственному опыту социума; уважение к педагогу базируется на личном примере педагога и подкрепляется его авторитетом.
Взаимодоверие – норма педагогической морали, определяющая характер взаимоотношений педагог-учащийся: с одной стороны, доверие воспитанника основано на убеждении в правоте педагога и свидетельствует о высоком профессионализме и нравственных качествах педагога, с другой стороны, доверие педагога апеллирует к лучшим качествам воспитуемого и стимулирует его самосовершенствование.
Принцип коллегиальности – принцип педагогической морали, сущность которого заключается в создании нравственной атмосферы сотрудничества с целью эффективного обучения и воспитания подрастающего поколения; принцип коллегиальности реализуется через моральные нормы: взаимопомощь, взаимоподдержка, взаимодоверие, требовательность, принципиальность, профессиональное самосовершенствование.
Принцип профессионально-статусной определенности – принцип педагогической морали, определяющий высокий социально-профессиональный статус педагога, исходя из социальной значимости педагогического труда.
Этика научного работника – отрасль профессиональной этики, которая обосновывает систему моральных принципов, норм и правил, регулирующих нравственные отношения научного сообщества.
Социальная ответственность ученого – моральная норма, выражающая санкционированность научной деятельности со стороны общества и стремление ученого предвидеть негативные для общества последствия своей профессиональной деятельности.
Этос науки – понятие этики, включающее профессиональную этику ученого, специфические ценности самой науки, обосновывающее ее гуманистическую ориентацию.
Этикет – (от фр. еtiguette установленный порядок) – это совокупность правил поведения, внешнее проявление отношения к людям; форма проявления моральных норм, соответствующая культурно-историческому контексту.
Интегративная и сегрегативная функции – реализуют внутренне противоречивую сущность этикета; функции взаимодополняют друг друга и раскрывают специфику феномена этикета.
Виды этикета – основанием для выделения являются сферы деятельности: профессионально-деловая, семейно-бытовая, релаксации, др.
Профессионально-деловой этикет – это специфический раздел этикета, представляющий собой свод писанных и неписанных правил и норм поведения в сфере профессионального общения, способствующий выполнению профессиональных обязанностей и деловому общению.
Принципы этикета – обобщенное выражение моральных норм, требований, предъявляемых к культуре профессионально-деловых отношений; выделяют принцип гуманизма, принцип целесообразности действия, принцип эстетической привлекательности общения, принцип учета национальных особенностей.