О формировании правового государства в России

В нашей стране идеям о правовой государственности предшествовали и оказали влияние на их формирование разработки И. Т. Посошкова, изложенные в его «Книге о скудости и богатстве» (1724 г.), С. Е. Десницкого в «Представлении об учреждении законодательной, судительской и наказательной власти в Российской империи» (1768 г.), реформаторские проекты М. М. Сперанского, а также революционные высказывания А. Н. Радищева, декабристов П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева, демократов А. И. Герцена, Н. П. Огарева, Н. Г. Чернышевского.

В одних случаях это были предложения об усовершенствовании государственной власти в духе «просвещенного абсолютизма», в других речь, как правило, шла о республиканской форме правления, о праве народа на участие в государственных делах.

Более целенаправленное и академическое отражение идеи о правовом государстве получили в работах представителей теории и философии права. Так, к убеждению о наличии твердых принципов и бесспорных элементов в праве, над которыми ни государство, ни политика не властны, приходит П. И. Новгородцев.

К правовому ограничению государства в интересах отдельной личности и во имя осуществления ее прав и свобод призывал Н. М. Коркунов.

«Право, – писал Б. А. Кистяковский, – должно действовать и иметь силу совершенно независимо от того, какие политические направления господствуют в стране и в правительстве. Право по самому своему существованию стоит над партиями и поэтому создавать для него подчиненное положение по отношению к тем или другим партиям – это значит извращать его природу».

Основы либерального миропонимания, прообраз концепции правового государства в России во второй половине ХIХ в. были созданы Б. Н. Чичериным, обратившим внимание прежде всего на институциональный аспект рассмотрения проблемы прав человека. Понимая право как «определенную законом свободу или возможность действовать», он считал критерием его реального осуществления в обществе исторические обстоятельства, уровень подготовки общественного сознания к выбору свободы добра и зла; разграничивал содержание политико-правовых категорий, «гражданские» и «естественные» права, подданство и гражданство, юридическое и фактическое равенство. Его идея установления «разумного» правопорядка как результата исторического движения, как условия достижения общественного согласия была развита на рубеже ХIХ–ХХ вв. видными философами и правоведами Н. А. Бердяевым, Б. А. Кистяковским, П. И. Новгородцевым, Е. Н. Трубецким. Так, например, Б. А. Кистяковский считал, что «… притупленность правосознания русской интеллигенции и отсутствие интереса к правовым идеям является результатом нашего застарелого зла – отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа».

Отстаивая реформаторский путь развития России, утверждение модели парламентской монархии, Чичерин выступал против революции и против конституций, созданных революционным путем. Реформаторство было, по его мнению, лучшим средством для предлагаемой им политики «либеральных мер и сильной власти».

Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.