Поскольку политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения граждан, необходимо различать следующие уровни ее функционирования:
- теоретико-концептуальный;
- программно-политический;
- мотивационно-практический.
На теоретико-концептуальном уровне формулируются основные положения, в которых дается оценка места определенной социальной группы в системе, прежде всего, политических отношений, теоретически обосновываются ее притязания на изменение (сохранение) данной системы власти, раскрываются ее ценности, идеалы и принципы.
На программно-политическом уровне социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. Это этап, в ходе которого происходит переход теории «в массы» и решается задача приобретения как можно большего числа последователей, осуществляется «массовизация», «дешифровка» концептуального «видения ситуации», обозначается «враг», указываются противоречия, определяются цели социальной группы и средства их достижения (формы деятельности или «борьбы»), уточняются союзники, сроки, этапы. Без надлежащей организации и обеспечения этого «процесса перехода» теория может остаться в «свернутом» виде, как факт лишь индивидуального (сектантского) сознания, теряя всякие перспективы для расширения сферы действия, подвергаясь опасности эрозии и существования вообще.
Для политической идеологии, претендующей на практическую реализацию, это вопрос жизни и смерти. Становясь более «доступной» и массовой, расширяя сферу своего влияния, социально-политическая теория переходит с уровня «индивидуального существования», как творческого произведения, «слетевшего с пера» теоретика, к существованию и конституированию себя в качестве политической идеологии как факта массового политического сознания. Это проявляется в ее общественной (групповой) поддержке, в создании соответствующих политических институтов – движений, организаций, партий, государства, в рамках которых осуществляется политическая деятельность.
Получая групповую поддержку, становясь массовой, политическая идеология переходит на следующий, актуальный уровень, в сферу мотивации практической деятельности и поведения индивида (группы). На этом, мотивационно-практическом уровне решается задача мобилизации и организации масс на активное участие в политической деятельности. Обращаясь непосредственно к массам и ориентируя их на осуществление поставленных (программных) целей, идеология мотивирует определенные действия, организуя и легитимируя их.
С этой позиции политическую идеологию часто рассматривают как «систему идей, ценностей, норм, побуждений, стимулирующую и направляющую деятельность в области изменения (сохранения) системы властных отношений в конкретном обществе, государстве» (Т. Парсонс, Р. Луман, О. Лемберг), и как одно из важных средств (каналов) политической социализации. Последняя, сопровождая человека всю его сознательную жизнь как процесс постепенного вхождения индивида в систему политических отношений и усвоения им определенных политических ценностей, норм, традиций, обеспечивает их переход во «внутренние» политические установки и убеждения индивида и группы.
Функция политической социализации – одна из самых важных функций любой политической идеологии, претендующей на практическую реализацию своих представлений о должном для данной социальной группы месте в системе политической власти, политическом устройстве общества, государства.
Важным условием эффективности политической идеологии, массовости сторонников, устойчивости и длительности ее существования является наличие специфических внутренних принципов организации (создания и распространения) идеологии. Для нее главным является не просто создание некоего «политического идеала», отвечающего интересам конкретной социальной группы, а его сакрализация (обожествление) в качестве «единственно возможного» и «подлинно истинного». Это достигается с помощью ряда операций (принципов):
1) включение «идеала власти» в структуру общечеловеческих ценностей в форме: а) редукции – сведения сакрализуемых политических ценностей к групповым или индивидуальным; б) апологетики – представления индивидуального, группового интереса как общечеловеческого;
2) перманентное (скрытое или открытое) воспроизведение «политического идеала» и присущих ему качеств, характеристик как жизненно важных и, самое главное, практически значимых для индивида, группы при изменении (сохранении) своего положения (статуса) в системе власти и во всей совокупности общественных отношений;
3) разделение социальных субъектов на «своих» и «врагов», условий изменения (сохранения) своего статуса на «положительные», «благоприятные», «хорошие» и «плохие»;
4) функционирование и использование особого языка и его форм: упрощение основных положений концепции, теории; применение ключевых слов и словосочетаний, обрядов и ритуалов, лозунгов, знаков-символов, священных трудов и откровений отцов-основателей. В качестве са-крализуемого объекта могут выступать: а) раса, класс, государство, партия, вождь, избранный народ как подлинные и истинные субъекты власти; б) «идеальный» тип устройства власти – форма правления, политический режим; в) конкретный путь изменения (сохранения) системы политических отношений в обществе, государстве (выборы, восстание, гражданская война, революция и т. д.).