Сущность и функции политической идеологии

Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений. Со времени появления соответствующего термина (его ввел в XVIII в. французский ученый А. де Траси) в науке сложились различные взгляды на это духовное явление.

Один из основных подходов к анализу сущности, содержания, роли и функций идеологии в общественной жизни имеет своей основой взгляды философов французского Просвещения – Д. Дидро, П. Гольбаха, К Гельвеция и др. «Идеи правят миром!» – именно это положение определяло статус идеологии как: 1) научного знания («науки об идеях» – А. де Траси) о «правильных» потребностях и идеях и «правильном», должном, соответствующем «естественным» человеческим потребностям устройстве общества; 2) главного фактора общественного развития и прогресса.

Идеология рассматривалась просветителями, наряду с геометрией, физикой, математикой, зоологией и т. д., в качестве научной дисциплины, противостоящей невежеству, «ложным», не соответствующим «человеческой природе» взглядам и идеям, назначение которой – сыграть главную роль в построении «нового общества». Именно идеология в качестве науки, осуществляющей познавательную функцию, закладывает основы будущих «правильных законов» общества (государства), в основе которых должны лежать «естественные потребности» человека в справедливости, любви, безопасности, порядке и т. д.

В дальнейшем эта позиция послужила формированию «нейтральной» концепции идеологии, согласно которой она представляет собой более или менее систематизированную совокупность идей, оценок людьми (индивидами, группами) своего положения в обществе и путей, средств его изменения (сохранения). В этом случае она может выступать в разных формах: экономической, политической, социокультурной идеологии. Признание же просветителями особой роли идеологии в детерминации общественной деятельности получило в дальнейшем свое развитие, прежде всего, в рамках мировоззренческих ориентиров политического волюнтаризма и идеократических концепций государства.

Типичным примером такого подхода к идеологии и идеологической практике явилась ленинская концепция «научной идеологии». В. И. Ленин, как, впрочем, и его многие политические последователи, рассматривали идеологию как главное условие эффективности практической революционной деятельности. При этом идеология в ленинизме фактически сводилась к политической форме существования и выступала в качестве главного инструмента в борьбе за власть, основного организационного орудия, обеспечивающего эффективное функционирование «социалистического государства».

Второе («негативистское») направление в исследовании идеологии многие политологи связывают с именем Ф. Бэкона и его учением об «идолах», мешающих научному познанию. В качестве наиболее видных представителей этого подхода называют имена К. Маркса, М. Вебера, К. Мангейма, К. Поппера и др. Они рассматривали идеологию в двух основных аспектах: 1) как «спекулятивный», «ненаучный» метод познания, в основе которого лежит «абстрактное конструирование» будущего и его догматизация в качестве единственно истинного; 2) как элемент общественного сознания, оказывающий, в той или иной мере, влияние на деятельность и поведение индивидов, групп в обществе. При этом за идеологией признавалась значительная роль, которую она играет в детерминации поведения индивидов и социальных групп, их практической деятельности, но одновременно отрицалось представление о ней как главном факторе функционирования и развития общества.

Противоположность двух подходов к идеологии проявляется до сих пор в различном понимании сущности такого ее важнейшего вида, как политическая идеология.

Если В. И. Ленин отождествлял идеологию с классовым сознанием, а его, в свою очередь, с политической идеологией, то сторонники другого подхода считали, что политическое содержание, играющее важную роль в структуре идеологии, не исчерпывает многообразия всех ее форм. Классовое – это всегда политическое, т. е. связанное с интересами определенных групп по изменению своего места в системе отношений собственности, распределения, обмена и власти. Но политические интересы и действия нельзя отождествлять исключительно с классовыми интересами и классовыми конфликтами.

Любая социальная группа («класс», слой, нация, религиозная конфессия, социально-демографическая группа, «группы интересов» вплоть до организованной преступности) постоянно стремится к изменению или сохранению своего положения в системе многообразных общественных связей и отношений. Возможность этого обусловлена: 1) местом каждой группы по отношению к другим группам (социально-экономическая иерархия, прежде всего – отношения собственности, распределения, обмена); 2) местом в системе власти.

В любом случае, для сохранения или изменения своего места в системе общественных отношений необходимо использование определенных средств как материального, так и духовного порядка. Среди последних большую роль играет политическая идеология.

Это подтверждается всей историей человечества, которая предстает как поле постоянной политической борьбы, в которой проявляются конфликты материальных (прежде всего – экономических) интересов, разрешение которых происходит в форме борьбы за власть. При этом группы, участвующие в этих конфликтах, действуют не бессознательно, они вдохновляются определенными социально-политическими теориями, доктринами, концепциями об идеальном, с их точки зрения, устройстве общества, государства, власти, о формах правления, типе политического режима, административно-территориальном устройстве, правах и обязанностях «верхов» и «низов».

Признанным фактом является и то, что содержание идеологии не сводится исключительно к политической «составляющей». В нее в качестве элементов, хотя и «подчиненных», входят и определенные моральные ценности, правовые и экономические идеи, через призму которых происходит соответствующая оценка политической системы как «аморальной» или «справедливой», «законной» или «не правовой», «экономически эффективной» или «неэффективной» и т. д. То же самое относится ко всем другим формам идеологии.

Тем не менее, политическая идеология обладает ясно выраженной спецификой – это более или менее систематизированная совокупность идей, концепций, взглядов, в которых социальные субъекты оценивают систему властных (политических) отношений и свое место в ней, средства, способы ее изменения (сохранения).

Большинство ученых трактуют политическую идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Следовательно, политическая идеология – это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму.

Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов. Однако реальная роль политической идеологии в отношениях власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием.

Основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

С точки зрения политических функций идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма). При этом помимо рациональных, нередко теоретически обоснованных положений любая идеология предполагает некую дистанцированность от действительности, исповедует те цели и идеалы, которые людям предлагается воспринимать на веру. В меньшей степени таким налетом верований обладает официальная идеология, направляющая реальный курс государственной политики и потому в основном приукрашивающая действительность. Особой же предрасположенностью к утопизму обладают идеологии оппозиционных сил, как правило ожидающие от власти значительно большего, чем она может дать, и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе массы сторонников.