Ральф Бартон Перри жил в эпоху, когда внутреннее развитие Америки, быстрое изменение ее положения среди государств капиталистического мира поставили перед идеологами американской буржуазии ряд острых и весьма сложных морально-политических вопросов.
Уже участие Соединенных Штатов в первой мировой войне вызвало необходимость сформулировать идеалы, к которым стремится Америка.
Критикуя широко распространенный в Америке утилитарнопрактический подход к жизни, техницизм и антиинтеллектуализм, Перри всячески подчеркивает значение духовных ценностей. «Не машины и вещи, — пишет он, — а социализованные и насыщенные эмоциями устойчивые идеи образуют сущность культуры и цивилизации».
На протяжении всей философской и публицистической деятельности Р. Б. Перри довольно последовательно защищал идеалы американской буржуазной демократии. Он выступал в защиту гражданских прав, свободного образования, против войн, против антидемократических и фашистских тенденций в американском обществе. Он всегда осуждал нацизм. В своих книгах и статьях он постоянно подчеркивал необходимость индивидуальной свободы, критиковал и осуждал все те теории, которые утверждали примат общества или государства в человеческих отношениях. Перри был убежденным сторонником принципа буржуазного индивидуализма. «Свобода и собственность являются одинаково условиями любого индивидуального блага». Индивид является для Перри субстратом, носителем, основанием ценностей. «Только индивид может накопить опыт прошлого и использовать его для интерпретации настоящего и предвосхищения будущего. Только индивид может установить порядок предпочтения и выбрать из ряда альтернатив… Только индивид может подчинить средства цели и создать иерархию интересов под регулированием доминантной цели».
Наряду с оправданием и обоснованием индивидуализма вторая важная цель Перри состояла в отыскании максимально возможного идеологического компромисса между различными культурными и политическими интересами, компромисса, жизненно важного для сплочения нации. Этой цели служила и его попытка найти средний путь между материализмом и идеализмом, и его учение о том, что «высшие ценности должны охватывать максимальное число интересов» и, наконец, его стремление избежать крайностей консерватизма и радикализма. «Нет необходимости выбирать между революцией и реакцией, — писал Перри. — Есть третий путь, именно путь, сочетающий верность прошлому с разумной и обоснованной устремленностью в будущее». Перри остро ощущал «моральный вакуум» американского образа жизни. Для обоснования новой нравственности Перри пытался использовать традиции английских пуритан и демократический дух американской революции. Соединение пуританизма и демократии в единый морально-идеологический комплекс позволило бы, по мнению Перри, сочетать твердую веру с просвещенным разумом, моральное рвение с эвдемонизмом, стремление к совершенству с верой в успех, оптимизмом, гуманизмом, свойственными демократическому «здравому рассудку».
Критикуя некоторые стороны американского капитализма, Перри был в целом его убежденным приверженцем и защитником. Он сознательно пропагандировал превосходство американской демократии, пытаясь представить дело таким образом, будто бы принципы «Декларации независимости» полностью воплощены в жизнь, будто бы все индивиды в Америке пользуются благами демократии.
В 1910 г. Перри совместно с пятью другими американскими философами формулирует основные положения философии неореализма. На основе критики субъективного и объективного идеализма Перри создает свою версию «нейтрального монизма» махистского толка.
В 1912 г. вышла первая крупная работа Перри «Современные философские тенденции». Впоследствии Перри посвящает двухтомный труд исследованию жизни и философии Уильяма Джемса, которому он был многим обязан в своем философском развитии. Эта работа была удостоена Пулитцеровской премии. Учение о ценностях изложено Перри в двух книгах: «Общая теория ценностей» (General theory of value. New York, 1926) и «Сфера ценностей» Realms of value. A criticque of human civilization. Harvard University Press, 1954). Перри написал также ряд книг и статей публицистического характера.
В неореализме, по мысли его творцов, должен был получить разрешение философский дуализм различного рода: между телом и душой, сознанием и его объектом, вещью и мыслью, и т. п., мешающий построению единой, логически стройной модели мира, сознания и познавательного процесса. Преодоление дуализма достигалось отказом от понятия «субстанция», которое заменялось понятием «отношение». Материя и сознание рассматривались не как субстанциональные категории, а как «физическое» или «психическое», как отношения, находящиеся в зависимости от «связи элементов опыта». Опираясь на Маха, причисляемого им к «классикам современного реализма», Р. Б. Перри эклектически смешал материализм с идеализмом. Несостоятельность и противоречивость подобного рода учений была ярко и убедительно раскрыта В. И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм».
Построение новой концепции сознания (mind) и познавательного процесса должно быть достигнуто, по мысли Перри, отказом от двух односторонних методов — метода интроспекции и метода внешнего наблюдения и заменой их «методом общего наблюдения». «Я предлагаю, — пишет он, — описывать «сознание изнутри» и «сознание извне» как части сознания, каждая из которых может принимать первенствующее значение, согласно исходной познавательной точке зрения».
Однако в методологическом отношении Перри оказывается на позициях крайнего бихевиоризма. Сознание, с его точки зрения, не является ни особым видом бытия, ни свойством субстанции. Оно, как говорил еще Джемс, есть «лишь вид внешнего отношения». Некоторые фрагменты природы непосредственно находят путь в сознание, они как бы вбираются индивидуальным умом и тем самым получают качество идей. Общим свойством всех умственных содержаний (mental contents) является отнюдь не их предполагаемая отнесенность к некоему внутреннему центру, называемому «я», как утверждают берклеанцы: это общее свойство есть действие сознания, посредством которого части природы избираются, сокращаются, группируются, связываются. Действие сознания, познавательный акт складывается из телесных усилий, сопротивления, напряжения или пассивного отказа. Поэтому сознание есть не что иное, как вид-поведения; это поведение избирательное, заинтересованное.
Отождествив, подобно всем бихевиористам, сознание и поведение, Перри эклектически объединяет в одном понятии сознания (mind) комплекс совершенно разнородных элементов. Сознание состоит для него, во-первых, из интереса, во-вторых, из нервной системы и, в-третьих, из фрагментов среды, избранных интересом и являющихся содержанием сознания. Подобное смешение идеального и материального, субъективного и объективного, отражающего и отражаемого Перри называет «целостным сознанием».
Перри исходит из материалистического положения о том, что «реальность не зависит ни от каких вариантов опыта». Но бихевиористская методология приводит его к отождествлению сознания с его внешними проявлениями, с индивидуальным поведением. Индивидуальное же поведение оказывается функционально связанным с действием индивидуальных интересов. Конечный итог — сознание определяется субъектом, его интересами, а не объектами внешнего мира.
Автор: Э. В. Соколов