Классификация ценностей по Р. Б. Перри

В зависимости от характера интереса и качества ориентирующего знания Перри различает ценности как истинные и ложные, развитые и неразвитые, сложные и простые, позитивные и негативные, скрытые и активные. Если интерес относится к наличному переживанию, то ему соответствует экзистенциальная ценность, если к идеальной цели, то ценность также считается идеальной. Далее, различаются интересы и ценности «возвратные», или повторяющиеся (например, потребность в пище, половая потребность), и интересы прогрессивные, которые изменяются и развиваются по мере их удовлетворения, например, интерес к богатству, славе, творчеству. Ценности и интересы различаются также по интенсивности, силе, длительности, числу, просвещенности.

Согласно Перри, имеется четыре главных принципа градации ценностей: правильность (correctness), интенсивность (intensity), предпочтительность (preference) и включаемость (inculusiveness). Три первых принципа классифицируют ценности по их внутренним признакам и отнюдь не связаны с отношением какой-либо ценности к совокупности других. Лишь последний принцип устанавливает формальную связь между данной ценностью и остальными.

Критерий правильности различает ценности по качеству знания, которое ориентирует интерес. Ценность правильна, если интерес правильно ориентирован. Если знание об объекте, т. е. ориентация «склонности», не соответствует действительному отношению между объектом и склонностью, то ценность неправильна.

Предлагая критерий правильности вполне в духе прагматизма, как «оправданность ожидания», Перри считает, что ошибка не делает ценность «неценностью» до тех пор, пока она не обнаружена субъектом. Иначе говоря, ценность не исчезает от того, что объект интереса сам по себе является иллюзорным, несуществующим. «Непосредственная ценность бога, — пишет Перри, — которая возникает из любви и восхищения человека, основывается на игре и его существование, но для этой ценности не имеет значении истинна вера или нет, существует бог или не существует». Есть, конечно люди, считающие религию ценностью. В этом Перри прав. Но тот, кто исследует ценности, не может не видеть, что религиозная вера, именно в силу своей иллюзорности, лишает человека многих настоящих ценностей, тормозит развитие личности. Как же можно безоговорочно признавать ее ценностью?

Интенсивность ценностей находится в зависимости от силы, энергии, требовательности интересов, с которыми они связаны. Сила интересов может быть результатом их упражнения, но может быть также и врожденной. Критерий интенсивности применим дли различения нескольких фаз или состояний одного и того же интереса в одном и том же объекте. Так, желание съесть грушу может быть более или менее сильным, чем и определяется интенсивность ценности.

Третий критерий — предпочтительности — различает ценности друг от друга и располагает их в ряд по степени предпочтительности. Перри считает данный критерий самостоятельным, ибо он не определяется непосредственно ни интенсивностью интереса, ни осознанием последствий действия, ни теми возможностями выбора, которые существуют для нас в какой-то ситуации. Этот критерий делает возможным сравнение нескольких объектов того же самого интереса. Познавательный интерес, например, может иметь перед собой различные объекты, при этом одни являются для него более предпочтительными, другие — менее. Две ценности считаются равноценными, если они одинаково предпочтительны. Критерий предпочтительности Перри считает более высоким, нежели критерий интенсивности. Интенсивность сама по себе увеличивает ценность, но интенсивные интересы обычно обладают значительной инертностью, «остаются на более низком уровне предпочтения».

Классификация ценностей в собственном смысле, т. е. соотнесение их друг с другом в определенном порядке, а не только различение, становится возможной лишь с введением четвертого критерия — включаемости.

Включаемость характеризует интерес и соответствующую ценность со стороны их согласованности с другими интересами и ценностями, их способность быть включенными в какую-то более широкую систему в обществе или внутри отдельной личности. Ценность любого объекта возрастает с увеличением числа согласованных интересов, которые на него направлены. Согласованность интересов достигается путем их взаимного участия друг и друге, путем опосредования их другими интересами и путем рефлексии».

Включаемость Перри считает высшим критерием по отношению ко всем остальным. Этот критерий прилагается к интересам без их предварительной оценки, он не зависит от качества согласованных интересов и является поэтому формальным.

Отказ от построения единой шкалы ценностей помогает, по мнению Перри, разрешить многие бесплодные споры о приоритете тех или иных ценностей. Он пишет, например, что «сторонник демократии, который ценит общее благо, и сторонник аристократии, который ценит благо избранных (т. е. «предпочтительные» ценности), ведут слепой и бесплодный спор до тех пор, пока они не признают, что оба правильно оценивают различные измерения ценности, или пока они не поймут, что лучшая жизнь — это та, в которой благо избранных является также и общим благом». Это рассуждение не помогает разрешить спор между «сторонниками демократии» и «сторонниками аристократии». «Избранные» не только рассматривают ценность в другом измерении, но и получают свои ценности за счет эксплуатации большинства. Речь идет о практически несовместимых ценностях. «Величайшее добро», или «величайшая ценность», выступает в теории Перри как «объект всеохватывающей и гармоничной системы интересов».

Прилагая к личности критерий правильности, Перри оценивает личность как искреннюю или фальшивую. Если интересы, особенно доминирующие, неправильно ориентированы знанием, если ложно осознана их связь с другими интересами, то личность в целом «ложно интегрирована». С точки зрения критерия предпочтительности, личность, обладающая большей способностью «предпочитать» или «не предпочитать» те или иные ценности, стоит выше, чем личность, у которой эта способность не развита.

Критерий включаемости позволяет дать более высокую оценку гармоничной, т. е. хорошо интегрированной, личности по сравнению с личностью, интересы которой изолированы друг от друга или находятся в конфликте. Соотнося интересы отдельной личности с какой-то частью суммарного поля интересов, составляющих общество, считают эгоистичной ту личность, которая проявляет мало интереса к интересам других людей.

Попытка классифицировать ценности, опираясь на градации интереса, допустима. Но она может быть плодотворной лишь в том случае, когда интерес рассматривается как общественная черта личности, когда учитывается значение интересов в решающих областях общественной практики, а не только их место в психической жизни индивида. Без соблюдения этого условия классификация ценностей остается формальной. В теории Перри дифференциация, интеграция, мутация интересов предстают как стихийный, ничем не обусловленный процесс. Таким образом, Перри своей классификацией ценностей не только не вносит порядка в «существующий хаос ценностей», но еще больше увеличивает этот хаос.

Автор: Э. В. Соколов