В домарксистской и в современной буржуазной философии явственно прослеживаются два подхода к проблеме ценностей: натуралистический и антинатуралистический. С позиций натурализма ценностью представляется все то, что способствует эффективному функционированию «человеческой природы», т. е. биопсихологических способностей индивида, удовлетворению его интересов, развитию потенциальных задатков.
Суть антинатурализма состоит в отрыве ценностей от реальных интересов личности, от естественных потребностей человека. Для антинатуралистов ценности — это идеальные сущности, сфера которых находится вне опыта и которые не зависят от человеческих интересов. Антинатуралистическая тенденция в учении о ценностях в особенности усилилась в начале XX в. под влиянием критики натурализма английским философом Д. Э. Муром. Мур настаивал на том, что факты и ценности имеют различный «онтологический статус»; что из описательных суждений о том, что существует, нельзя вывести ценностных суждений о том, что должно существовать, что является добрым или прекрасным. Отсюда следовал позитивистский вывод: ценности вообще несовместимы с наукой, которая должна ограничиваться описанием явлений.
Антинатуралистическое, в духе объективного идеализма, понимание ценностей явно не гармонирует в наш XX век со все более настойчиво провозглашаемыми демократическими требованиями счастья, справедливости, равенства, мира, свободы, гармонического развития человеческой личности. Натуралистическое понимание ценностей оказывается более убедительным, больше соответствует «здравому смыслу» большинства современных социологов и этнографов, изучающих культуру эмпирическими методами. Натуралистическая теория ценностей развита в работах американских философов Р. Б. Перри и С. Пеппера. С ними во многом солидаризуются такие крупные ученые, как Г. Беккер, Т. Парсонс, Р. Линтон, К. Клакхон. Аксиология Р. Б. Перри (1876—1952), одного из основателей и наиболее известных представителей американской неореалистической философии, пользуется особенным влиянием. В работе, вышедшей в 1958 г., С. Пеппер пишет: «Я беру за исходный пункт общую теорию ценностей Р. Б. Перри, которая, на мой взгляд, является наиболее исчерпывающим эмпирическим исследованием предмета до сегодняшнего дня».
Аксиологическая теория всегда играет определенную роль и борьбе между силами прогресса и реакции, между ценностями помой жизни и ценностями, уходящими в прошлое. Ведь тот, кто исследует ценности, сам дает оценки. Он судит настоящее и рисует будущее таким, каким он его хочет или надеется видеть.
Рассматривая в этой связи общую теорию ценностей Перри, нельзя не признать ее гуманистической направленности. Перри призывает создать цивилизацию, в которой будет достигнута гармония всех интересов, в которой каждый народ, каждая нация, каждый человек, отказавшись от притязаний на исключительность, займут свое достойное место в единой общечеловеческой культуре. Перри хочет видеть будущую цивилизацию прогрессирующей во всех областях творчества, совместимой с наукой личной свободой. В этой цивилизации будет справедливое распределение благ, даваемых экономикой, доступное для всех образование, стремление к правде и наслаждение красотой.
Он выражает надежду, что когда-нибудь свобода человека, его знания возрастут настолько, что «ценности войдут во владение всем миром, как они уже владеют частью его». Однако все эти социальные рецепты Перри оказываются в конечном счете на уровне утопических мечтаний. Абстрактность общей теории ценностей Перри, ее отрыв от конкретной социальной действительности обнаружились уже при попытке приложить ее к критике цивилизации. Как пишет Д. Гутман из Колумбийского университета США, «теория интереса», выдвинутая Перри, оказалась не трамплином для прыжка в неизведанную область, а камнем преткновения для такого прыжка. Говоря об искусственности многих построений Перри, Гутман вспоминает миф об Антее. Выйдя из сферы психобиологических и философских понятий в область социологии и общей антропологии, Перри оказался философским Антеем, наивность рассуждений которого часто бросается в глаза с первого взгляда.
В своей последней книге Перри проявляет уже гораздо меньше энтузиазма в отношении способности теории ценностей принести человеку господство над самим собой. «Все, что моральная философия может сделать, — пишет он, — это определить моральную цель; все, что моральные пророки могут сделать, — это призвать людей достичь цели; все, что моральные святые могут, — это демонстрировать опыт тех, кто достиг успеха». Это разочарование Перри в собственном символе веры далеко не случайно. И наивно было бы думать, что мир, человеческое единство достигаются путем «опосредования интересов», «рационализации», «рефлексии». Только учитывая всю совокупность экономических и политических условий, можно понять действительную роль духовной деятельности и духовных ценностей в современном мире.
Единство интересов — нравственная цель. Но за призывом к единству должно стоять реальное экономическое и политическое равенство людей, народов, государств. Нельзя призывать к гармонии интересов эксплуататоров и эксплуатируемых, колонизаторов и угнетенных народов, не играя тем самым на руку первым и не мешая освобождению вторых.
Вот почему утопической программе объединения человечества, предлагаемой Перри, мы противопоставляем реальную программу мирного сосуществования и сотрудничества, а программе «гармоничного счастья» — программу построения коммунистического бесклассового общества.
Автор: Э. В. Соколов