Понятие «промышленного переворота» было впервые введено весьма радикальным германским философом и журналистом Фридрихом Энгельсом в книге «Положение рабочего класса в Англии» в 1845. Сын богатого фабриканта из южно-германского города Вунперталя Энгельс был вынужден иммигрировать в Англию вследствие своей революционной деятельности и сблизился с рабочей средой, по его собственным словам, оставив званные обеды с шампанским. В своей книге Энгельс систематизировал факты промышленных и сельскохозяйственных нововведений, структурных изменений и обратил особое внимание на формирование новой классовой структуры, когда исчезают самостоятельные мелкие производители, как в сельском хозяйстве, так и в ремесле, и образуются классы собственников — буржуа и наёмных рабочих — пролетариев. Это было для Энгельса главным социально-экономическим последствием промышленного переворота.
Вскоре Энгельс увлёк занятиями политической экономией своего друга Карла Маркса, тоже философа и журналиста, юриста — по образованию, германо-голландского еврея — по происхождению. Два молодых «бородача» написали вместе несколько крупных философских работ, а затем — «Коммунистический манифест». Энгельс, также как, впрочем, и многие англичане, считал в 40-е годы 19-го века, что в Англии неизбежна социальная революция, настолько острыми казались противоречия между буржуа и наёмными рабочими. Кроме того, промышленный кризис перепроизводства, впервые дав о себе знать в 1825, повторился в 1836, затронув уже и США и ещё раз в 1847, охватив уже не только Англию и США, но также Францию и Германию. В «Коммунистическом манифесте» Маркс и Энгельс проводили мысль, что буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль и создала настолько грандиозные производительные силы, что сама не может с ними справиться, и кризисы являются проявлением этого противоречия, а выходом из противоречия должна быть международная революция рабочего класса для упразднения частной собственности.
В 1848 действительно произошла социальная революция, но только не в Англии. Революции случились во Франции, Германии, Австро-Венгрии, Италии. Но это были революции иного рода, чем ожидали Маркс и Энгельс. С середины 19-го века Маркс целиком посвятил себя сочинению главной работы — «Капитала», а Энгельс помогал ему материально. Первый том «Капитала» вышел в 1867. Раньше, в 1859, вышло сочинение Маркса под названием «К критике политической экономии». Оба эти произведения были опять таки опубликованы вскоре после промышленных кризисов перепроизводства 1857 и 1866, охвативших весь западный мир. В «Капитале» Маркс посвятил три главы развитию производительных сил при буржуазном, или капиталистическом, способе производства. Маркс был первым, кто специально исследовал историю промышленной технологии, опираясь на подход к машине, как устройству, состоящему из трёх главных частей. Промышленный переворот Маркс характеризовал, как переход от мануфактурного периода к фабричному производству, основанному на системе машин. В работе «К критике политической экономии» Маркс бегло изложил основы своего материалистического понимания истории, указав на азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства, как прогрессивные этапы развития общественно-экономической формации. Маркс работал над «Капиталом» формально — до конца жизни, реально — с большими перерывами. Энгельс продолжал помогать ему и, кроме того, в политическом сочинении «Анти-Дюринг» в популярно систематизированной форме изложил своё и Маркса философско-социологическое и экономическое учение, отдельно проанализировав основное противоречие капитализма. Промышленные кризисы перепроизводства, которые для Маркса и Энгельса были показателем неразрешимости основного противоречия буржуазного способа производства, повторились в 1873, 1882 и 1890 годах. Сначала Маркс, а потом Энгельс умерли, оставшись при своём революционном мнении.
Дальнейшее развитие материалистического понимания истории, которое в наше время называют также формационным подходом, свелось к двум пяти-членным формулам, интерпретировавшим одну красивую фразу Маркса на немецком языке, сначала в русском переводе, а затем — с грузинским акцентом. Первая пяти-членная формула была предложена основателем русской социал-демократии Жоржем Плехановым, как пояснение русского перевода упомянутой фразы — «Общественное бытие определяет общественное сознание». Эта пяти-членная формула представляла структуру общественно-экономической формации в виде пяти блоков, последовательно возвышающихся один над другим. Первый блок — производительные силы, второй — система производственных отношений, третий — социально-политический строй, четвёртый — общественная психология и пятый — различные идеологии.
На марксистском языке: первые два блока составляют базис, три остальных — надстройку; и развитие общества представляется, как движение вперёд через противоречия между производительными силами и производственными отношениями, противоречие вызывает изменение в базисе, вслед за тем изменяется и надстройка. Изменения в базисе и надстройке марксисты считали невозможными без социальных революций. После того, как в 17-ом году в России свершилась революция, формула материалистического понимания истории стала наполнятся грузинским акцентом: «Битие определяет сознание». Итак, когда битие народов России достигло ужасающих размеров в 30-е годы организатор этого процесса, известный товарищ с грузинским акцентом, в книге «История ВКПб» (краткий курс) (ВКПб — Всесоюзная Коммунистическая Партия большевиков) выдвинул вторую пяти-членную формулу о развитии, якобы прогрессивном, человечества через пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую. Так марксизм принял окончательные формы ригидного формационного подхода.
После того, как марксизм с грузинским акцентом умер, развитие формационного подхода в основном свелось к спорам о том: пять или шесть было формаций. Поскольку Маркс и Энгельс писали об азиатском способе производства, об этом же писали и многие марксисты 20-х годов, подразумевая, что азиатский способ производства — это низшая из всех классовых формаций, но описание этой формации очень сильно смахивало на сложившуюся в Советском Союзе, якобы высшую, социалистическую формацию. Поэтому дискуссии об азиатском способе производства в начале 30-х годов были прикрыты. Они возобновились во второй половине 50-х годов, некоторые итоги были подведены в 90-м году известным в прошлом десятилетии востоковедом Нуреевым.
Экономическая мысль запада долгое время не уделяла специального внимания разработке проблемы стадиальности общественного развития. Основатель экономикс Альфред Маршал в своём сочинении «Принципы экономикс» ограничился приложением «Рост свободной промышленности и предпринимательства». Маршал подчеркнул, что промышленная революция состоялась, когда произошло чёткое разделение на коммерческих предпринимателей и наёмных рабочих.
После Второй Мировой войны стала развиваться макроэкономика, одной из главных проблем которой стал экономический рост. Макроэкономисты, в основном американские русского происхождения, обратились и к исторической ретроспективе. Понятие современного экономического роста обосновал уроженец Харькова Саймон Кузнец. Он выделил шесть главных признаков современного экономического роста: 1. Демографический переход и высокие темпы роста подушевого дохода; 2. Высокие темпы роста производительности факторов производства, особенно производительности труда; 3. Быстрая структурная трансформация; 4. Быстрая институциональная и идеологическая трансформация; 5. Способность развитых индустриальных стран находить новые источники сырья и рынки сбыта; 6. Охват промышленным ростом менее четверти всего населения земного шара. Время, когда Кузнец сформулировал основные признаки современного экономического роста было для западных стран периодом бурного экономического развития. Однако, это счастливое обстоятельство было осложнено в 1957 запуском советского спутника. «Бип-бип-бип … бип-бип-бип», — стало для Запада сигналом того, что в Советском Союзе сложилась альтернативная экономическая система, способная бросить Западу технологический вызов. А поскольку в третьем мире развернулся процесс национально-освободительных революций, алжирские партизаны и другие борцы с западным колониализмом стали рассматривать СССР, как возможный пример.
В ваши годы я читал книгу одного французского коммуниста, который боролся за независимость Алжира. Книга была написана в тюрьме, куда его посадили. Вместе с ним сидел чернорабочий араб, и они узнали про спутник, после чего француз стал объяснять арабу, как вообще может обращаться спутник вокруг Земли. Для космографической модели были использованы тюремные кружки и спички, что напомнило французскому коммунисту Чапаева, объяснявшего тактику боя при помощи картошки. После чего француз глубокомысленно заметил, что от модели спутника мы перешли к обсуждению опыта СССР, как примера для будущего развития Алжира. Алжирский революционный лидер Ахмед Бенбелла был удостоен звания героя Советского Союза.
Американские ястребы холодной войны в первую очередь Уолт Уитни Ростоу (настоящее имя — Владимир Ростов) сочинил некоммунистический манифест, противопоставив марксистской концепции общественных формаций теорию стадий роста, в которой социализм интерпретировался, как болезнь промышленного роста в отсталых странах. В 1962 профессор Гарвардского университета Александр Гершенкрон (по происхождению одесский еврей), развивая и в то же время полемизируя с концепцией стадий роста, вывел модель стадий отсталости в ходе индустриализации. В главном эта модель сводится к тому, что для стран с запоздавшей индустриализацией, то есть с запоздавшим переходом к современному экономическому росту, характерна большая роль банков и иностранных капиталов в обеспечении финансирования промышленного развития. Для стран ещё более отсталых, типа Российской империи, характерна большая роль не только банков и иностранных капиталов, но и государства в обеспечении промышленного рывка.