Экономические воззрения Средневековья носят ярко выраженный богословский характер.
В период раннего Средневековья (V-IХ вв.) экономическая мысль нашла отражение в «варварских правдах»:
- Салическая,
- Бургундская,
- Баварская и др.
Салическая правда (начало VI в.) составлена в королевстве франков. Данный документ отстаивал идеи свободной общины, устойчивости общинного землевладения, признавал рабство, колонат.
В период раннего Средневековья разрабатывались вопросы экономической политики крупных землевладельцев, что нашло отражение в Капитулярии о виллах (закон о поместьях).
Наиболее известным автором западноевропейской экономической мысли Средневековья был итальянский богослов, аристократ Фома Аквинский (1224-1274 гг.). Он считал, что все вещи принадлежат богу, а человек может ими только пользоваться. В тоже время для эффективного удовлетворения личных нужд необходима частная собственность.
Богатство делиться на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро). Фома Аквинский, также как Аристотель считал, что «деньги не могут порождать деньги», т. е. процента, взимание которого он сравнивал с желанием продать и вино, и вдобавок, право пить (за отдельную плату) этого вина. В средние века взимание процентов запрещалось каноническим правом. Однако в дальнейшем это запрещение обходили разными способами.
Деньги, Фома Аквинский рассматривал как меру обмена, то есть как средство обращения, подчеркивая при этом, что деньги являются товаром, т. к. у менял существовала торговля деньгами разной чеканки.
В целом Фома Аквинский являлся теоретиком товарного хозяйства, т. к. высказывался о торговле, обмене, стоимости, деньгах, проценте, справедливой цене, выделял в них религиозно-этический аспект.
В арабских странах экономическая мысль развивалась под воздействием концепции ислама (VII в.), изложенного в Коране, священной книге мусульман. В Коране защищается частная собственность, санкционируется рабство, поощряется благотворительность. В трудах крупнейшего мыслителя арабского Востока Ибн-Хальдуна (1332-1406 гг.) не отвергалась богоугодность торговли и провозглашаемое исламом в Коране возвышенное отношение к труду, порицание скупости, жадности и расточительства.
Ибн-Хальдун считал, что доходы и средства к жизни можно получить также от торговли. По его мнению, рынок ведет к общественному разделению труда; цена – это денежная форма проявления затраченного труда. При рассмотрении свойства товаров он выделял существование потребительской стоимости, стоимости товара, в которую включались затраты труда и стоимость средств производства.
Ибн-Хальдун выделял такие функции денег, как меры стоимости, средства обращения, средства образования сокровищ.
Переходом к экономическим воззрениям Нового времени стали произведения Ж. Кальвина (1509-1546 гг.), которые, несмотря на отчетливую религиозную форму, имели вполне конкретное экономическое содержание. Благодаря доктрине Кальвина, ссудный процент в странах Европы (Голландия, Англия) стал считаться нормальным явлением, а стремление к богатству – естественным для человека.
Широкое распространение получает «венецианский счёт», т. е. бухгалтерия, регулярно сопоставляющая доходы и расходы. Это способствовало развитию кредита и банковского дела.