С начала появления первых государственных образований на Древнем Востоке началась систематизация экономической мысли, которая находила своё отражение в хозяйственном законодательстве, в философских системах и специальных сочинениях.
До нашего времени сохранилось одно из ранних письменных источников ранних цивилизаций Древнего Востока – кодекс законов Вавилонии, принятый в XVIII в. до н. э. царем Хаммурапи (1792-1850гг. до н. э.). Кодекс утвердил рабство, ставил развитие долгового рабства в определенные рамки. В документе отдавалось предпочтение товарному хозяйству, санкционировалась частная собственность в разных видах, регулировалась передача имущества по наследству, признавалось существование крупного землевладения и аренды земли. За покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение в рабство или смертная казнь. Регулировались законами размеры ростовщичества, они были упорядочены таким образом, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды – 33%.
Наиболее зрелой в истории Древнего Востока была экономическая мысль Китая, который в I тыс. до н. э. достиг высокого уровня развития.
Кун Фу-цзы, или Конфуций (551-479 гг. до н. э.), явился основателем одной из школ. В книге «Беседы и суждения» он выступил за восстановление общинно-патриархальных отношений, высказывал социально утопические идеи об эпохе всеобщего благоденствия.
Против идей Конфуция и его последователей выступили другие экономические течения, сформировавшиеся в Древнем Китае. Представители этих течений выступали против уравнительного землепользования, за частную собственность, развитие рабовладения. Данные идеи воплотились в реформах Шан Яна, укреплявших рабовладельческий строй.