Возрождение и реформация связаны с судьбой двух западноевропейских регионов, объединившихся в национальные государства: Италия и Германия. После того, как итальянские города, объединившись в Ломбарскую лигу, добились политической независимости, а разгром Константинополя способствовал перемещению центров левантийской торговли в Венецию и Геную, итальянские купцы стали играть главную роль на шампанских ярмарках и в развитии денежных отношений. Итальянцев, занимавшихся денежными операциями стали называть ломбартсы, и ненавидеть также, как евреев. Погромы ломбардцев и евреев происходили во Франции несколько раз одновременно по научению королей, попадавших в долговую зависимость от ростовщиков. Город, сыгравший главную роль в создании Ломбардской лиги — Милан — был больше стратегическим, чем торговым центром. Главным ремеслом в Милане было оружейное. Этот город не стал республикой, превратившись во владения тиранов из рода Висконти. Венеция и Генуя — соперники в левантийской торговле — стали городами купцов.
Перед купечеством стала проблема: совмещение погони за наживой с католическим благочестием, подразумевавшим соответствие с заветами Иоанна Златоуста, что ремесло купца не угодно богу. В этом был найден пожертвованник церкви и бедноте. В расчётных книгах купцов имелись особые «счета бога», суммировавшие расходы на благотворительность в ожидании того, что загробное вознаграждение будет соответствовать количеству добрых дел на земле. В 13-ом веке архиепископ Генуи Якоб Бараджо составил книгу христианских преданий, золотую легенду, в которой уподобил Христа купцу. Причём купцу, ведущему морскую торговлю: «Христос приплывает на корабле, чтобы дать людям возможность обменять земные приходящие вещи на вечное».
Пока Венеция и Генуя вели борьбу на море, третья городская республика, Флоренция, стала превращаться в город передовых форм организации производства и банковского дела и центр культурного движения, получившего громкие наименования гуманизма и ренессанса. К концу 13-го века во Флоренции сложилась чёткая структура цехов и форма правления, основанная на лишении феодальной знати (или графов) политических прав и сосредоточении власти в руках приоров и знаменосца справедливости. Приоры представляли старшие цехи. Их было семь: суконщики, шерстянники, шелкоделы, меховики, менялы, медики и юристы. Три цеха были прямо связаны с текстильной промышленностью, отраслью в которой впервые получил широкое распространение принцип подетального разделения труда для увеличения производительности. Внедрению принципа разделения труда в суконную промышленность Флоренции способствовали гумилиаты, приглашённые в город в 1239 году. Гумилиаты (буквально — «униженные») — орган, занимавший промежуточное место между сектами вальденсев и альбигойцев и нищенствующими орденами францисканцев и доминиканцев, возникшими в 1215-20 годах и ставшими опорой папства.
В течение 13-го века францисканцы и доминиканцы взяли на себя развитие догматического богословия и борьбу с ересями, причём доминиканцы буквально означало — «псы господни». Самым знаменитым доминиканцем был св. Фома Аквинский — автор «Суммы теологии», а из францисканцев — Роджер Бэкон, который знал слишком много и на 20 лет угодил в тюрьму.
Гумилиаты считали, что надо жить и работать сообща, большими группами, заниматься одним ремеслом, детализируя операции. В 14 веке принцип разделения труда в суконной промышленности Флоренции воплотился в форму предприятий нового типа — мануфактур, основанных на найме большого числа рабочих владельцами крупных капиталов. Мануфактура, как тип организации предприятия, развивалась в трёх основных формах: централизованной (когда рабочие собираются под одной крышей), рассеянной (когда предприниматель закупает сырьё, раздаёт его рабочим-надомникам и забирает у них готовую продукцию для продажи на рынке) и смешанной. Флорентийские суконные мануфактуры развивались, как смешанные. Владельцы закупали шерсть в Англии или в Испании для первичной обработки шерсти были собраны неквалифицированные рабочие, а квалифицированную работу выполняли на дому прядильщики, ткачи и красильщики. Неквалифицированных рабочих во Флоренции называли чомпи.
Чомпи стали организовываться для борьбы за повышение заработной платы. В 1345 году они устроили первую забастовку, а через 30 лет восстали и захватили в городе власть, которую удерживали 4 года. Восстание чомпи почти совпало по времени с народной войной в Англии и восстаниями молотобойцев и тюшенов во Франции и оно было лишь частью обострённой политической борьбы внутри Флоренции. В этой борьбе особенно важную роль сыграли два рода: Парки (выходцы из цеха суконщиков) и Медичи (происходившие из цеха медиков). Парки вместе со своими компаньонами Перуцци стали первыми фирмами с миллионными оборотами. Для среднезажиточной семьи во Флоренции годовой доход исчислялся суммой около 150 флоринов. Долг английского короля фирмам Парки и Перуцци составил 1500000 флоринов. Фирмы разорились, поскольку король Эдуард Третий шантажём вынудил их ссудить значительные суммы, которые не вернул. Состояние Парки сложилось благодаря переходу от торговли шерстяными изделиями к ссудным операциям при условии, что в обмен на займы короли (в данном случае английские) предоставляли фирме льготные условия вывоза шерсти, затем сбор в Англии церковной десятины, сбор государственных налогов. Отсюда баснословные доходы и распространение операций на территорию от Англии до Китая. Служащий фирмы Парки Бигалотти составил «Справочник купца», но короли — ненадёжные партнёры, и когда английский монарх подставил Парки, они пытались организовать во Флоренции переворот и установить тиранию, но не получилось. Парки обанкротилсь, а выдвинувшийся в борьбе с ними род Медичи постепенно наращивал могущество и в 15-ом веке установил свою тиранию во Флоренции.
Почти 60 лет городом правили двое из рода Медичи: Казимо, а затем его внук Лоренсо, прозванный Великолепным. Сын Лоренсо стал римским папой Львом 10-ым, племянник Лоренсо стал римским папой Клементом Седьмым. Казимо и Лоренсо прославились как меценаты и покровители гуманистов. Итальянцы выделяют в эпохе Возрождения периоды: треченто, кватроченто и чиквеченто. Это означает: трёхсотый, четырёхсотый и пятисотый годы.
Треченто — возникновение гуманизма, связанное с именами Петрарки и Бокаччо. Петрарка интересен для нас во-вторых, как родоначальник альпинизма и туризма, а во-первых, как первый общепризнанный культурный лидер, поэт-лауреат, призывавший к единству Италии и её экспансии за дальние моря, вплоть до острова Цейлон. Как вдохновляющий пример для современников, Петрарка восхвалял Античный Рим. Бокаччо — автор знаменитого произведения «Декамерон», первым из итальянских писателец выучил греческий язык и таким образом расширил круг восприятия античной культуры. Сюжет и фабула «Декамерона» отражают эпидемию «чёрной смерти», и к этому произведению восходит выражение «пир во время чумы». Культурное влияние Петрарки и Бокаччо было таково, что уже в конце 14-го века должность канцлера Флоренции получил их ученик Салютати, а в первой половине 15-го века гуманисты поочерёдно занимали должность канцлера.
Особенно яркой фигурой был Боджо Браччолини. С ним мы переходим к квадроченто. Боджо Браччолини внедрил новую форму наёмного труда в области изящной словесности. Он был автором многих сочинений, при написании которых пользовался услугами молодых сотрудников и по небезосновательному предположению ряда историков прошлого века Боджо Браччолини и его сотрудники сочинили многие произведения якобы найденных ими античных авторов, и выгодно их продавали. Среди многочисленных сочинений Боджо (уже под его собственным именем) выделяется «Трактат о жадности». Боджо полностью оправдывает стремление к наживе, он пишет, что деньги — нужнейший нерв государства, а корыстолюбцы
являются его (государства) опорой. Боджо подчёркивает, что погоня за деньгами означает возвышение потребностей, рост городского благоустройства, усовершенствования быта. Революция в эстетики жизненного уклада, связанная прежде всего с украшением городов и внутреннего убранства пастулы отличает эпоху квадроченто. Во Флоренции и в других городах строятся роскошные дворцы (палаццо), сначала как общественные здания, а затем как особняки богатых семей. Для строительства и украшения дворцов привлекаются зодчие, воятели, художники. Первый великий флорентийский живописец Джотто ещё в начале 14-го века получил за картины для флоринтийского дворца и за роспись часовни, построенной Парки и Перуцци. 15-ый век — это уже целая плеяда архитекторов, скульпторов и живописцев, деятелей возрождения. Другая важная черта квадроченто, это живое влияние греко-византийской культуры. Связано оно с флоринтийской унией 1439 года и с эмиграцией в Италию греческих учёных после захвата Константинополя турками. Особонно выдающуюся роль сыграл Георгий Гемист Плетон. Под его влиянием во Флоренции возникла академия Платона во главе с Феччино. Академию Платона финансировал Флоренсо Медичи. Сам он был поэтом и знатоком античности, и при его главе жили философ Мирандолла, автор знаменитой речи о достоинстве человека, своего рода манифеста гуманизма. Художник Ботичелли и т.д.
Черквиченто характеризуется тем, что итальянские гуманисты Рафаель, Микеланджело, Тициан и величайший деятель возрождения Леонардо да Винчи переезжают с одного двора на другой, меняя богатых покровителей и руководствуясь принципом: «Где хорошо, там и отечество». Эта позиция получает наименование космополитизма. Космополиты разносят по Западной Европе новую эстетику жизненного и бытового уклада. Друг Рафаеля Бальтозаре Кастильоне (1528) пишет книгу, идеальный портрет ренессансного человека с характерным названием «Притворный».
С конца 15-го века начинается ожесточённая борьба между французскими Валуа и Габзбургами за Италию (итальянские войны). После них Италия не только осталась раздробленной, но и дух возрождения был вынужден отступить под нажимом инквизиции. Ренессансная культура распространилась и к северу от Италии, в Германию и Нидерланды, так называемое «северное возраждение». Крупнейшим деятелем «северного возраждения» и второй по масштабу фигурой всего ренессанса после Леонардо был Альфред Дюрер из Нюрнберга. Нюрнберг также как и Аудсбург, был южногерманским городом на торговом пути из Венеции к городам Ганзы, но если в Аутсбурге развивались прежде всего текстильная промышленность и банковское дело, то Нюрнберг стал общеевропейским центром производства металлических изделий. В этом городе издавна существовал цех механиков, стал применятся новый сплав — латунь, благодаря которому возникла новая отрасль промышленности — приборостроение.
Первое предприятие по производству научных приборов, в первую очередь навигационных, организовал учёный астроном из Нюрнберга Иоганн Региомонтан. Его ученик Мартин Бехам сконструировал земное яблоко — глобус (ещё без Америки, но в год её открытия). Наконец, молодой нюрнбержец Петер Гейнлей изобрёл карманные часы. Об Альбрехте Дюрере надо ещё сказать, что он стал крупнейшим гравёром своего времени, и это отражение не только экономической специализации его родного города, но и показатель связи между высокой культурой и развивающимся рынком. Торговать своими гравюрами Альбрехте Дюрер посылал на ярмарки в Нюрнберге и Аутсбурге своих жену и мать. Понятие ренессанса ассоциируется с эпитетами жизнерадостный, блистательный и тому подобное. Однако самая знаменитая гравюра Альбрехта Дюрера называется «Меланхолия» и передаёт совсем другое настроение.
Можно назвать три причины грустных настроений в Западной Европе. Во-первых, частые вспышки эпидемий чумы. Чумная зараза приводила к отчуждению людей друг от друга, поскольку ближайший родственник или знакомый мог оказаться источником болезни. Кроме того, внезапная смерть пугала верующих христиан тем, что они не исповедуются и не будут похоронены по католическому обряду, что означает закрытие посмертной дороги в рай. Вторая причина — угроза турок-османов. И третья — кризис римской церкви, связанный, в том числе, с непосредственным влиянием гуманизма.
В конце 15-го и начале 16-го века на папском престоле побывало много человек, о которых можно сказать — папы-гуманисты. В духе ренессанса они любили и ценили красоту, земные радости, утехи. В Риме под покровительством пап расцвёл институт куртизанок. На широкую основу были поставлены так называемые «лупанарии», то есть публичные дома. «Куртизанка» буквально означает привольная дама. Эти дамы нередко были не только красивы, но и образованны и имели таксу за получаемые от них удовольствия: от приятной учёной беседы до совместной ночи. В святом городе Риме стали обычными оргии, после которых в Тибре находили трупы младенцев. Папа Лев Десятый из рода Медичи заказывал эротические гравюры художнику Романо и приблизил к себе прославленного литературного шантажиста Аретино. Аретино и Романо выпустили первое илюстрированное пособие по сексуальным позам.
Утончённый разврат был не единственным прегрешением римских пап. Сладкая жизнь требовала средств. Их источниками стала семания (продажа кардинальских шапок и других церковных должностей и продажа бумаг об отпущении грехов — индургенций), кроме того папы были очень активны в политических междуусобицах. В этой борьбе в ход шли любые средства, вплоть до самых злодейских убийств. Наиболее грустную славу снискал римский папа Александр Шестой, в миру — Родриго Борджуа. Именно он поделил мир между Испанией и Португалией, договорившись с испанцами, что они будут присылать ему из Нового Света травы для изготовления ядов.
Первый политолог Николо Макховелии именно изверга Цезаря Борджуа назвал образцом политики. Пожалуй Дюма-отец дал наиболее яркий символ для ренессанса и Западной цивилизации в целом. Перевязь хвастуна Партоса, в которой запутался Дартаньян была шита золотом только с наружной стороны, а внутри из грубой кожи. Ещё одной теневой стороной эпохи ренессанса была крупномасштабная работорговля. Ещё Петрарка раздражённо писал об обилии людей, доставленных в Геную из крымских колоний. Возмущало первого гуманиста не работорговля, а то, что скисшие рожи омрачали лик прекрасного города. В конце концов эпоха возрождения наук, искусств, проституции и работорговли породила своё отрицание — реформацию.
Для того, чтобы собрать деньги на очередной шедевр возрождения — собор св. Петра в Риме — папа Лев Десятый под видом сбора средств на войну с турками отправил в разные места продавцов индургенций. Один из них прибыл в Саксонию, обещая отпущение грехов даже тем, кто испытывал вожделение к Святой Деве Марии с целью оплодотворить её. Сей факт вывел из себя профессора Гертербергского университета Мартина Лютера, который выступил против продажи индургенций. Позднее лютеране придумали легенду, что Лютер прибил свои 95 тезисов к двери Гертербергской церкви. Этого на самом деле не было, но протест Лютера получил широкий резонанс и поддержку различных слоёв населения от князей-курфюрстов до крепостных и горнорабочих.
Лютер изложил новое понимание спасения души, утверждая что его невозможно обеспечить ни покупкой индургенции, ни вообще какими-либо прижизненными благодеяниями, а надо уверовать в то, что именно ты с момента рождения предопределён господом к спасению и самостоятельно сверять свою религиозную совесть с текстом священного писания без посредничества Римской церкви и монахов. Обличая пороки папства, Лютер назвал Римскую церковь вавилонской блудницей.
Папа Лев Десятый привлёк к борьбе с протестантом императора Карла Габзбурга. Карл вызвал Лютера в Вормс, пообещав сохранение жизни и свободы. В 1521 году Лютер приехал в город Вормс, предстал перед императором и, чувствуя за собой поддержку курфюрста саксонского и других, показал твёрдость убеждений. Карл Габзбург, внешне мало похожий на рыцаря, сдержал своё рыцарское слово — Лютера не тронули. Часть курфюрстов поддерживала Лютера, поскольку новое толкование христианской веры делало ненужным институт монашества и позволяло князьям захватить богатые монастыри и церковные земельные владения. Проповедь Лютера нашла отклик и в народе, поскольку трудовые низы рассчитывали использовать реформацию для оформления лозунгов борьбы против феодального строя. Следующий папа Клемент Седьмой, тоже из рода Медичи, пытался привлечь к борьбе с реформацией и ересью известного писателя Эразма Роттердамского, заслужившего репутацию христианского гуманиста. Эразм ограничился тем, что написал Лютеру: «Вы со своим сварливым, бесстыдным бунтарским темпераментом ввергаете Европу в пучину губительных разногласий». Это было действительно так, более чем на столетие Европа стала ареной кровавого конфликта реформации и контрреформации, протестатизма и католицизма.
1525 — 1535-36 — реформационная развилка. В Германии это период от народной войны до полного подавления плебейской реформации. В 1535 году в городе Мюнстере была разгромлена коммуна анабаптистов. Они проповедовали крещение не сразу после рождения, а в зрелом возрасте и выдвигали лозунг общности имущества. Осаждённые в Мюнстере они обобществили не только имущество, но и женщин. В том же 1525 году, когда в Германии разгорелась народная война.
Произошло событие, во многом определившее ход реформации во Франции. Король Франциск Первый, большой ценитель искусства возрождения, при дворе которого провёл последние годы Леонардо да Винчи и который больше всего на свете хотел Италию, потерпел поражение от испанской армии. Франциск Первый родился в год, когда начались итальянские войны. В том году французская армия, применив впервые мобильную артиллерию, легко заняла Неаполь, но затем отступила. Празднуя победу в компании знойных неаполитанок, французские солдаты были захвачены врасплох неведомым врагом, получившим в медицине наименование «сифилиз». Эта болезнь, которую французы назвали «неаполитанской», испанцы -«французской», немцы — «испанской». Правильнее было бы назвать «индианской», поскольку её занесли в портовые города Европы моряки колумбовых экспедиций, опрометчиво совокуплявшиеся с туземками. Сифилиз не остановил французских королей, они продолжали хотеть удовольствий.
Испанская армия не теряла времени даром, она обзавелась усовершенствованными пушками, стволы которых можно было поворачивать в ходе боя и аквибузами (ручное огнестрельное оружие). Благодаря этому испанцы выиграли бой и взяли в плен Франциска Первого.
Карл Габзбург отпустил французского короля. Тот не сдержал слова «больше не рыпаться», но был вынужден пойти на уступки догматикам-богословам из Сорбонны. В 1535 году во Франции было запрещено книгопечатание и начались активные преследования протестантов.
В 1536 году из Франции вынужден был уехать в Женеву Жан Кальвин, ставший вторым после Лютера крупнейшим идеологом реформации. Франциск Первый ввёл закулисную игру. Он пытался использовать в своих интересах турецкую угрозу христианской Европе, и хотя не мог заключить открыто договор с Сулейманом Великолепным, франко-турецкое сближение привело к предоставлению в 1535 году французским купцам привилегий в Османской Империи.
Наконец, в Англии в 1535 году зашёл на эшафот лорд-канцлер Томас Мор. Автор утопии отказался поддержать короля Генри VIII, провозгласившего себя главой английской церкви в знак протеста против того, что папа римский не дал согласия на развод блудливого монарха с первой женой ради брака с придворной красавицей Анной Голей. Генри VIII заслужил от Лютера прозвище Ослиной башки. Он написал опровержение протестанской ереси. Но, повздорив с папой, Генри Тюдор провозгласил себя главой английской реформации и начал секуляризацию, в ходе которой были разграблены английские католические монастыри, их земельные владения стали предметом торга и оказались в распоряжении джентри, проводивших огораживания этих земель для разведения овец. В стране резко увеличилось число нищих и бродяг. Генри VIII проводил политику смертных казней за бродяжничество. Народное возмущение, известное как «благодатное паломничество» (протест против огораживаний, возглавленный лишившимся источников существования католическим духовенством) было подавлено. Распространявшиеся по Англии многочисленные бапслеты и баллады утверждали, что новые лорды превращают церкви в овчарни, а места, предназначенные для христианского погребения в скотные дворы. Один поэт писал о последствиях секуляризации и огораживаний: «Там, где раньше весело встречали Рождество, теперь навоз овечий и больше ничего».
Кроме Генри Тюдора королевскую реформацию примерно в те же годы провели короли Дании и Швеции. Германские курфюрсты разделились на противников и сторонников реформации, и ожесточённо воевали между собой вплоть до аутсбургского религиозного мира, постановившего: «Чья власть, того и вера». В борьбе с реформацией опорой папства и императорского дома Габзбургов кроме банкиров Фуггеров стал орден иезуитов.
Карл Габзбург — главный деятель контрреформации рассчитывал, опираясь на самую сильную армию в Европе, установить всемирную католическую монархию. Его дело продолжил сын король Испании Филипп Второй. Три главных источника питали испанскую казну, расходы которой были подчинены цели создания всемирной католической монархии.
Во-первых это поступление золота и серебра из Нового Света. Испанцы начали разработку богатейших серебряных рудников Потоси. Доставляемое через Антлантику в Кадезь серебро было монополией испанской короны. Испанию называли владычицей рудников. Вывоз драгоценных металлов из страны был запрещён под страхом смертной казни, но звонкая наличность всё равно уходила.
Второй источник — доходы от испанской гильдии овцеводов (месты). Испанские овцеводы получили от короны право за уплату денежной суммы ежегодно прогонять стада овец туда-сюда по всей территории Испании. Овечью шерсть испанская знать, как и английские новые лорды, продавали на экспорт. Однако овечьи перегоны по земельным угодиям наносили непоправимый ущерб хлебопашеству страны.
И третий источник доходов испанской казны — Нидерланды, самый богатый регион Европы того времени. После великих географических открытий город Антверпен стал центром мировой торговли. Биржа в Антверпене стягивала товары из разных регионов Европы: из Англии — сукно, из Франции — вино, из Португалии — пряности, из Испании — шерсть, из Италии — шёлк, из Польши и Прибалтики — зерно.
Налоги пополняли испанскую казну, но во второй половине 16-го века среди нидерландских купцов стал распространятся кальвинизм. Нидерландские купцы обратились к Филиппу Второму с предложением установить Нидерландам веротерпимость за три зелёных гульдена. Король отказался, ввёл Нидерландам инквизицию, пытался усилить налоговый гнёт. Ответом стала Нидерландская Буржуазная революция. За время этой революции Филипп Второй стал королём Португалии, присоединённой к Испании после того, как португальское рыцарство вместе со своим молодым королём погибло во время неудачного крестового похода против африканских мавров. И Филипп Второй, воспользовавшись своей властью, изгнал голландских купцов из Лиссабона. Но голландцы через 15 лет совершили экспедицию к островам пряностей, то есть к архипелагу и захватили в свои руки торговлю этим прибыльным товаром.
По завершении Нидерландской революции протестантские северные провинции стали независимой республикой с главным городом Амстердамом. Южные Нидерланды, включая разарённый испанцами Антверпен, остались под властью Габзбургов.
В ходе Нидерландской Буржуазной революции произошло также имевшее далеко идущие последствия столкновение между католической Испанией и протестантской Англией. Английский пират Фрэнсис Дрейк грабил испанские корабли. Филипп Второй потребовал от дочери Генри Тюдора Елизаветы Девственницы выдачи преступника. Елизавета ответила возведением пирата в рыцарское достоинство и назначила его адмиралом. Взбешённый испанский король объявил Англии войну, и до решающего сражения испанцы соорудили флот, названный Непобедимой Армадой. Однако этот флот был разбит Британским флотом, которым командовали бывшие пираты. Морская победа англичан в 1588 году положила начало морскому могуществу этой страны, а Испания, в которой для строительства флота были вырублены лучшие дубы, получила экологический кризис, который стал частью общего кризиса этой великой державы в 17-ом веке.