1. Одна из наиболее характерных черт современного политического развития обусловлена тем, что конституции были направлены на расширение индивидуальных прав, независимо от классовой или конфессиональной принадлежности.
Конституции коммунистических государств делали большой упор на экономические права.
Конституции Германии, Италии трактуют экономические права не только как индивидуальные, но и как социальные и экономические в своих вариациях.
2. Конституционные суды считаются наиболее авторитетными институтами (ФРГ, Италия). Важной чертой американского конституционализма, оказавшей значительное влияние на теоретиков континентальной Европы, стала идея превращения суда, скорее, в хранителя конституции, чем в авторитет законодательной или исполнительной власти.
3. Наиболее поразительной и новаторской чертой всех этих конституций является отход от идеи национального суверенитета как центральной предпосылки политической теории. Преамбула французской конституции устанавливает, что на «условиях взаимного согласия Франция допускает ограничения своего суверенитета, необходимые для достижения и защиты мира». Подобные положения содержатся и в итальянской конституции.
4. Верховная власть, – утверждает иранская конституция, – это Бог, а люди могут лишь толковать и исполнять божественные предназначения. В исламе выполнять волю Бога – означает действовать в соответствии с мусульманским правом, которое представляет собой не некий законченный свод правил поведения на все случаи жизни (как нередко считают), а весьма гибкую законодательную систему. Эта система имеет четыре источника: Священное Писание (Коран); Священное предание (рассказы о жизни пророка и его двоюродного брата – зятя Али у шиитов); мнение мусульманской общины.
В исламе нет замкнутого и строго-иерархически организованного духовенства. Каждый мусульманин, имеющий минимум богословских знаний, может выступать в качестве муллы. Сочетание особых прав духовенства (играющего у шиитов традиционно более важную роль, чем у суннитов) и принципов выборности создали в Иране очень прочную, гибкую систему власти, в сущности, гораздо более демократическую, чем во многих странах Ближнего и Среднего Востока. Широкие права парламента в Иране не идут ни в какое сравнение с ролью представительных учреждений в Ираке, Сирии, Египте, арабских монастырях Персидского залива.
Если на Западе идеи конституционализма развивались и реализовывались в результате корректировки устоявшихся христианских максим и национальных традиций, поиска основ мира в обществе, то в России идея конституционализма возникла как попытка выйти из тупика, застоя, как обоснование условий ускорения развития, приобщения России к прогрессивным просветительским идеям.
Имеющийся англо-американский и евроконтинентальный поучительный опыт говорит о том, что нет универсальной модели отношений общества и государства.
Различное понимание конституционного строя мы находим у Ю. П. Еременко, В. Т. Кабышева, О. Е. Кутарина, Н. А. Богданова. О. Г. Румянцев в работе «Основы конституционного строя России» проводит сравнение с конституционными моделями зарубежных стран.
Многие политологи и юристы, прежде всего М. Баглай, В. Туманов, Б. Топорнин, внесли большой вклад в подготовку Конституции 1993 г., отстаивая демократические принципы организации власти в России. Активно изучают конституционализм Е. Б. Евдокимов, А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин, С. С. Алексеев, В. Д. Перевалов, В. М. Корельский и другие ученые.
Однако проблема конституционализма, по сути, еще не стала предметом целостного системного исследования. На эту тему в литературе нет единства, что говорит о слабой теоретической проработке проблем Конституции РФ. Немаловажную роль здесь сыграло и то, что обсуждаемая проблема рассматривалась скоротечно, что сужало возможность ее всестороннего анализа, придавало классово-идеологическое звучание.
Конституция 1993 г. была подготовлена на основе недолгих политико-правовых дискуссий по поводу новой концепции государственного строя. При характеристике конституционного строя образца 1993 г. следует выделить противоположные тенденции: демократическую и авторитарную. Впервые в российской истории человек на конституционно-правовом уровне признается высшей ценностью государства. Содержащийся в гл. 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» каталог прав и свобод человека и гражданина выводит Россию в конституционно-правовом плане в разряд передовых демократических государств, что неоднократно признавалось зарубежными правоведами
Верховенство конституции и федеральных законов на всей территории России – одна из важнейших конституционных основ.
Существенную угрозу конституционному строю и политической стабильности в стране представляет издание субъектами Федерации нормативных актов, противоречащих конституции страны. Органы законодательной власти некоторых регионов ставят под сомнение правомочность юридической экспертизы правовых актов субъектов, проводимой Минюстом, считая, что он тем самым посягает на их право законотворческой деятельности.