Анализ развития человеческого общества позволяет сделать вывод, что государство как явление существовало не всегда.
На ранних этапах развития человеческого общества государства как специальной организации управления не существовало. Этот период определяется как первобытнообщинный строй. Он характеризуется социальным и экономическим равенством его членов, отсутствием какой-либо социальной дифференциации. Для совместной деятельности и обороны от нападения люди объединялись в роды на основе кровного родства. Основные вопросы жизни рода решались на общем собрании всеми его членами. Текущее руководство осуществлял старейшина рода, являющийся «первым среди равных». Он не занимался исключительно управлением, а занимался той же деятельностью, что и остальные члены рода. Его власть была властью общественной. Социальными регуляторами поведения людей были обычаи, нормы, сформировавшиеся в результате многократного повторения определенного поведения. Их исполнение поддерживалось силой общественного мнения.
С совершенствованием орудий и средств производства, повышением производительности труда изменялась и социальная организация общества. На смену единому роду пришла семья, которая становится первичной ячейкой рода. Вслед за ней на смену общественной собственности появляется семейная (частная) собственность, экономическое и социальное неравенство. Расширение внешних связей еще больше усложнило социальную структуру общества. В этих условиях родовые обычаи уже не могли быть единым регулятором общественных отношений, утрачивала значение и основанная на авторитете власть старейшин. Постепенно формировались специальные органы управления, опирающиеся преимущественно на силу, а не на авторитет, и государство-организация публичной власти, выделившаяся из общества и все больше отделяющаяся от него.
Исторически государственность прошла в своем развитии ряд этапов.
К. Маркс определил их как конкретно-исторические типы государства и права. В основу их классификации он положил способ производства, на базе которого формировалась государственно-правовая надстройка.
На различных этапах исторического развития существовали рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический способы производства и соответствующие им рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое государства. Маркс полагал, что социалистическое государство, базирующееся на общественной форме собственности, будет высшим, последним историческим типом государства, которое с развитием общественных отношений, исчезновением классовых различий отомрет, будет ненужным. В развитие этой идеи учеными высказывалась мысль о том, что с течением времени произойдет «обратное поглощение государства обществом», т. е. выделившееся на определенном этапе из общества государство вновь сольется с ним.
Однако тенденции развития общества и государства не дают оснований для такого вывода. Исторический опыт показывает, что роль государства в регулировании общественных отношений не снижается, а, напротив, возрастает. Государство, оставаясь организацией публичной, отделенной от общества власти, не противопоставляется ему, а все больше зависит от общества, обеспечивая его потребности и интересы. Такое государство и является правовым.
В современных условиях государства в различной степени приблизились к правовому государству как идеалу государственности.
На путь построения правовой государственности встала и Россия, в Конституции которой закреплено, что она – «демократическое правовое государство». Конечно, до формирования правового государства нам еще далеко, но сам факт конституционного закрепления этой задачи показывает, что наше государство встало на путь цивилизованного развития в рамках общей тенденции государственно-правового строительства.