XX столетие — уникальный по своим особенностям и содержанию этап мировой истории, в решающей мере определяющий характер актуальной жизненной и философской проблематики человека, возможные формы ее постановки и теоретического решения.
Эта эпоха отличается невиданной ранее динамичностью и сложностью социального, научно-технического и культурного развития, глубиной и значительностью происходящих в ней перемен, необычайной трудностью проблем, поставленных ею перед человечеством.
Как свидетельствует опыт относительно небольшого исторического времени, отделяющего нас от Великой Октябрьской социалистической революции, события современного мирового развития происходили и происходят в русле или в тесной связи с объективным процессом социального и культурного обновления, постепенного перехода от капитализма к новым, социалистическим формам общественной жизни. За этот период сложилась и укрепила свои позиции мировая социалистическая система, став мощным фактором современного общественного прогресса; потерпело крушение политическое колониальное господство капитализма в Азии, Африке и Латинской Америке. В ходе национально-освободительного движения в последние три десятилетия большинство колониальных и зависимых народов обрели государственную и политическую независимость и борются теперь за осуществление необходимых для укрепления их самостоятельности социально-экономических и культурных преобразований.
Динамичные перемены в социальной и культурной жизни человечества вызваны также новейшей научно-технической революцией. На смену длившемуся многие тысячелетия медленному прогрессу человеческой цивилизации пришла пора ошеломляюще быстрых перемен, всевозрастающего ускорения процесса наращивания и совершенствования производительных сил общества, его научно-технических возможностей и средств. Новейшие научные открытия, современная техника и технология производства быстро распространяются по всей Земле, принимаются людьми разных континентов и стран как нечто универсально полезное, бесспорное и жизненно необходимое. Ускорение общественного прогресса в развитии производительных сил происходит как бы в геометрической прогрессии, когда удвоение их мощностей достигается через все более короткие промежутки времени.
Маркс и Энгельс отмечали, что капитализм создал более грандиозные и могучие производительные силы, чем все предыдущие поколения, вместе взятые. Сегодня мы наблюдаем еще более поразительную по своим масштабам и темпам картину роста. Она позволяет сказать, что за последние четыре десятилетия наука и техника, мировые производительные силы выросли больше, чем за многие тысячелетия предшествующей истории человечества. Если прибегнуть к сравнению и условно свести последние 50 тыс. лет человеческой истории к 50 годам жизни одного человека, то окажется, что десять лет назад этот человек переселился из пещеры в первое сделанное им жилище, пять лет назад овладел письменностью, немногим более двух лет назад познакомился с первыми законами механики и логики, полгода назад он изобрел книгопечатание и узнал о том, что Земля шарообразна и вращается вокруг Солнца, всего лишь месяц назад построил паровую машину, а вскоре после этого открыл электричество, две недели назад построил первый самолет, изобрел радио и задумался над теорией относительности, на прошлой неделе изобрел телевизор, атомный реактор и электронную вычислительную машину, а вчера уже облетел Землю на космическом корабле.
Научно-техническая революция вызвала в современном обществе глубокие преобразования, затрагивающие все сферы и стороны человеческого бытия. Меняются отношения человека с природой, его роль в производстве, его творческие возможности и потребности. Складываются новые условия существования людей, влияющие на их образ жизни, поведение, характер межличностных отношений, соответственно формирующие их внутренний, духовный мир. Всевозрастающее значение научного знания в управлении хозяйством и другими жизненными процессами общества придало науке важные экономические и социальные функции. В соединении с техникой она стала могучей производительной силой, вошла в повседневный быт людей, стала важным фактором общественного сознания.
Огромно влияние науки и техники на жизнь современного общества и отдельного человека. Но оно далеко не однозначно сказывается на их развитии. Прогресс науки и техники вызвал к жизни невиданные до сих пор силы созидания, но и силы разрушения. Он открыл большие возможности для развития общества и человека, его активного творчества, но вместе с тем породил негативные явления, нарушающие нормальную жизнедеятельность общества, в том числе и такие, которые угрожают стать неподвластными человеку, подрывающими основы его существования.
Человек в нашем столетии стал обладателем множества научных открытий, могучих технических средств. Он расщепил атом, дав человечеству практически неисчерпаемый источник энергии, создает космические летательные аппарату, разнообразную электронную технику, исследует глубины океанов и недра земли, побеждает многие болезни. Вместе с тем открытия ядерной физики сделали возможным создание атомной бомбы и термоядерного оружия огромной разрушительной силы, открытия химии и биологии — химического и бактериологического оружия. Поборов одни болезни, человечество узнало новые, рожденные условиями жизни современного цивилизованного общества. Отрицательными последствиями научно-технического развития, вернее, безответственного и антигуманного использования его достижений явились радиоактивное заражение, загрязнение атмосферы, морей, океанов и рек, отравление природной среды промышленными отходами.
Человек окружил себя искусственной средой, охраняющей его от природных стихий. Но, заключив себя в созданную им «вторую природу», он в значительной мере лишился тех благоприятных для здоровья преимуществ, которые дает непосредственное общение с природой. Возникновение крупных городов привело к скоплению огромных людских масс на относительно небольшой территории. Условия такого города, с его шумом, загрязненным воздухом, общим напряженным темпом жизни, быстро утомляют человека, делают его нервным, легковозбудимым. Современные жилища, одежда и другие предметы быта надежно охраняют человека от дождя и холода, а развитые транспортные средства позволяют легко и быстро преодолевать любые расстояния. Однако эти же удобства приводят к тому, что он большую часть времени проводит в помещении, отвыкает от хождения пешком и от многих других необходимых для организма движений, что нарушает его естественную жизнедеятельность. Улучшение материальных условий жизни и медицинского обслуживания привело к увеличению средней продолжительности жизни людей, темпов роста населения, породило так называемый демографический взрыв, остро поставивший вопрос об обеспечении новых миллиардов людей продуктами питания. Техническое совершенствование современной промышленности, ее всевозрастающая автоматизация привели к небывалому росту производства материальных благ и повышению жизненного уровня населения индустриально развитых стран. Но это не освободило капиталистические страны от их традиционных социальных недугов — безработицы, инфляции и нищенского существования десятков миллионов людей, не говоря уже о том, что в бывших колониальных и зависимых странах и сегодня еще от голода и недоедания страдает более 800 млн. человек.
Далеко не однозначны сегодня последствия автоматизации и в сфере труда. Она, конечно, способствует совершенствованию процесса производства, его большей продуктивности, существенно сокращает область применения тяжелого физического труда. Вместе с тем автоматизация, превращая машину в основу совокупного производственного механизма, ставит человека в положение дополняющего технологического элемента, лишает его труд творческого характера, обрекая во многих случаях на выполнение монотонных, рутинных операций, подчиненных ритмике автомата или автоматизированной системы. Современные биология, психология и кибернетика, исследуя законы и механизмы функционирования человеческого организма, психики, мышления, открывают широкие возможности для моделирования различных форм умственной деятельности, процессов общения, обучения людей. Развитие химии, медицины и фармацевтической промышленности привело к широкому использованию различных лекарственных средств, с помощью которых можно регулировать некоторые психические и эмоциональные состояния и функции человека. Эти психотропные средства путем стимулирования определенных центров мозга помогают заглушить страх, печаль, тревогу и другие неприятные душевные состояния. Но неконтролируемое употребление таких химических препаратов может оказать и оказывает разрушительное воздействие на организм, а в некоторых случаях и на личность человека. Оно приводит к ослаблению естественной сопротивляемости организма, к появлению раздражительности, эгоизма, ведет к безволию, утрате индивидуальности. А в условиях антидемократических, военных и фашистских политических режимов эти достижения науки могут стать средствами манипулирования людьми, разрушения и деградации человеческой личности.
«Наука и техника нашего времени дают возможность обеспечить на Земле изобилие благ, создать материальные условия для процветания общества, для развития личности. И они же, эти творения ума и рук человека, — силою классового эгоизма, ради обогащения властвующей в капиталистическом мире элиты — обращаются против него самого. Таково кричащее противоречие, с которым пришло человечество к порогу XXI века». В этой связи вопрос о том, в каких целях будут использованы плоды научно-технической революции, стал одним из главных в современной социально-политической и идеологической борьбе.
Накопленные ныне естественными и общественными науками данные проливают новый свет на характер и особенности взаимодействия человека и природы как в историческом прошлом, так и в настоящее время. Этому новому видению положения вещей помогает широко распространенное в современной науке понятие ноосферы, выработанное и материалистически истолкованное В. И. Вернадским. Оно обозначает обширную сферу взаимодействия природы и общества, организуемую и формируемую человеческой деятельностью. Созданная человеком природа и технические устройства сливаются в ноосфере в единую цельную систему. В отличие от биосферы, включающей в себя организмы и неживую среду, охваченную и преобразованную жизнью, ноосфера является особым структурным элементом природы (в широком смысле этого слова), выделенным по социальному признаку. Это постоянно расширяющаяся с прогрессом человеческой практики космическая область взаимодействия человека с материальным миром. Здесь человек не ограничивается рамками биологического взаимодействия с окружающей средой, а действует как существо сознательное, познающее законы природы, преобразующее ее, использующее ее средства для своего творчества.
Однако человек в своей теоретической и практической деятельности выходит за пределы нашей планеты не только своими экспериментами в космическом пространстве. Эти рамки им как бы преодолеваются и в ходе научно-технической деятельности, осуществляемой в пределах самой земной природы.
Научно-технический прогресс открывает неограниченные возможности как для воспроизводства природных веществ, так и для создания совершенно новых материалов и продуктов, которые не существуют в условиях естественного состояния и развития земной природы. На этом пути человек приходит к открытию и применению таких технических и энергетических средств и сил, которые по своей мощности либо соизмеримы с мощностью земных природных стихий, либо превышают ее. Иначе говоря, если сравнить нашу земную планету с мастерской, с лабораторией, в которой человек производит свои научно-технические эксперименты, то можно сказать, что характер и результаты этих экспериментов превышают изначальные возможности как природной мастерской, так и самого экспериментатора и подводят их к той критической границе и к тому чрезвычайному историческому моменту, когда неразумное использование созданных технических средств и дальнейшее проведение опаснейших экспериментов по производству новых и все более разрушительных видов оружия могут привести к гибели человечества и естественной среды его обитания.
При всей относительной самостоятельности процесса развития науки и техники он не является какой-то абстрактно-анонимной областью человеческой жизнедеятельности. Наука и техника функционируют в системе конкретных социальных отношений, и потому степень и характер их положительного и отрицательного влияния на развитие общества и на судьбы людей в существенной мере зависят от социально-политической и классовой структуры общества, от господствующей в нем идеологии, от уровня и направленности его духовно-нравственной культуры. В различных общественных системах современного мира по-разному проявляет себя воздействие научно-технической революции на жизнь общества. Господствующее в капиталистическом мире утилитарно-практическое, потребительское отношение к научно-техническим средствам производства приводит, конечно, к несравненно большим разрушительным последствиям, чем в социалистических странах. Но при всех принципиальных отличиях и больших возможностях рациональной организации производства и общественной жизни и социалистические страны сталкиваются с серьезными трудностями в решении проблем взаимоотношения науки и производства, науки и экономики в целом, охраны природной среды, урбанизации и демографии, что свидетельствует об определенной общности для различных социальных систем ряда жизненных проблем современного человеческого существования.
Речь идет о таких общих проблемах, как проблема войны и мира, обуздания гонки вооружений и укрепления международной безопасности, защиты окружающей природной и культурной среды человеческого обитания, роста народонаселения и демографической политики, всеобщего энергетического и продовольственного обеспечения, повышения социально-экономического и культурного уровня развивающихся стран, международного сотрудничества в области научных исследований, в освоении космоса и Мирового океана, в целом проблема рационального и гуманного использования достижений научно-технической революции. Они отражают противоречия и сложности социального и духовного развития нашей эпохи, связаны с вопросом положения и призвания человечества в современной цивилизации и его роли в создании культурной истории будущего. Эти проблемы являются выражением объективных тенденций развития и потребностей самых различных стран и регионов мира, их нерешенность создает серьезную угрозу существованию человечества, а решение требует объединенных усилий и активной созидательной деятельности всего мирового сообщества. В силу именно этих особенностей перечисленные проблемы носят глобальный, общечеловеческий характер.
Как бы ни были благоприятны социально-политические условия, в которых осваиваются и применяются научно-технические достижения, они не устраняют характерной для общественного прогресса в целом известной двойственности и противоречивости. В истории всегда всякому положительному процессу и явлению сопутствовали процессы и явления негативного характера или нечто положительное в одном аспекте выступало как отрицательное в другом. Но эта особенность исторического развития не исключает самого общественного прогресса. Он постоянно расширяет поле человеческой деятельности, увеличивает объем задач, требующих своего решения. А новые сложные задачи говорят не только о предстоящих больших усилиях и трудностях, но и о том, что человечество в своем развитии значительно выросло и окрепло, накопило огромные познания и навыки, позволяющие решить эти задачи.
В ходе длительной естественной эволюции, приведшей к появлению человека, сложилась некая экологически равновесная система общественно-природного целого, соединяющего в себе человека, других живых существ и природную среду бесчисленным множеством существенных связей и взаимозависимостей, разрушение каждой из которых рано или поздно могло сказаться и нередко сказывалось на жизнеспособности как этого целого, так и отдельных составляющих его элементов. С развитием культурной истории сперва медленно, а затем все более ускоряющимися темпами росло техническое могущество человека, пока он не стал в нашу эпоху главной силой, изменяющей и преобразующей природу для своих жизненных нужд и иных практических целей. В результате сегодня сложилось такое положение, когда судьба природы и всех населяющих ее существ, да и судьба самого человека оказалась в жесткой зависимости от его решений и действий. Производственная и преобразующая активность человека приняла такие формы и масштабы, при которых стали весьма ощутимо и болезненно нарушаться саморегулирующиеся и самоохранительные механизмы природы, законы естественного отбора и генетической приспосабливаемости живых существ, жизнеобеспечивающие природные предпосылки самого человека.
В своем взаимодействии с природой, происходящем в русле общественной и культурной жизни и через посредство так называемой «второй природы», человек оказывается перед лицом сложнейших проблем двоякого порядка. С одной стороны, это проблемы и противоречия современной общественной жизни, межгосударственных, межклассовых и межчеловеческих отношений, чреватые острыми политическими, военными конфликтами, в том числе и термоядерной катастрофой, с другой — опасность необратимых разрушительных процессов как в окружающей природной среде, так и в его собственной биологической организации. Сознательно или невольно разрушая экологическое равновесие, природные предпосылки своего существования, человек может в конце концов расправиться с собственным биологическим видом не хуже любой термоядерной бомбы.
Необычайное ускорение материально-технического прогресса человечества привело к опасному разрыву, несоответствию между ним и другими сферами социального и культурного развития, между производственной и духовно-нравственной жизнедеятельностью человека. Естественные науки и основанная на них техника оставили далеко позади науки о человеке, морали и обществе, научно-техническая культура осталась не подкрепленной в должной мере соответствующей культурой разумной и гуманной организации человеческой жизни, общественных и межчеловеческих отношений. И дело даже не в том, что люди не знают, что такое социальная справедливость, человеческая нравственность, разумная организация общественной жизни, а в том, что многие в определенных социальных условиях, находясь во власти консервативных классовых, политических, националистических интересов и миропредставлений, расовых, колониалистских предрассудков, движимые эгоистическим стремлением добиться или сохранить свое материальное благополучие, обретенное за счет эксплуатации других классов и народов, прямо или косвенно поддерживают политический, экономический и идеологический экспансионизм современного империализма, отвергая идейные и политические установки общедемократического и коммунистического движения, альтернативные капитализму формы общественной жизни, сложившиеся и развивающиеся в социалистических странах.
Человечество сегодня страдает не столько от недостатка научных знаний или отсутствия научно-технических и культурных средств, необходимых для решения насущных жизненных проблем, сколько от недостатка мудрости и воли употребить могучие средства созидания современной цивилизации на благо человека и всего человечества. «…До сих пор, — писал Б. Рассел в своей статье «Разум против безумия», — во всяком случае с того времени, как появилось сельское хозяйство, социальное неравенство и организованные войны, большинство человечества вело жизнь, полную лишений и тяжкого труда, которую время от времени обрывали трагические бедствия. В будущем, быть может, все будет обстоять иначе, так как чуточка мудрости могла бы сделать жизнь всех людей счастливой. Но кто может сказать, обретут ли люди эту чуточку мудрости?». При всех своих сомнениях Рассел верит, что такая мудрость существует, хотя она и редко встречается и не столь могущественна, чтобы влиять на события. Он справедливо считает, что человечество сможет прийти к новому счастью, если оно прислушается к мудрым советам великих людей, которые не только доказывали тщету и безумие раздоров, объясняли, чего следует избегать, но и учили, что человек при всех его недостатках все же обладает необходимой творческой и нравственной силой, чтобы создать мир сияющей красоты и непреходящего величия.
Положение человека в условиях современного научно-технического развития и культурных перемен показывает, что дальнейший прогресс науки и общества возможен и необходим лишь на основе опережающего социально-политического, духовного и нравственного развития общества и человека. Человек должен не только осознавать себя субъектом общественно-исторического процесса, главной производительной силой, творцом науки и техники, но и практически утвердить себя в этой роли, овладев ключевыми позициями и силами, позволяющими ему регулировать и направлять общественное развитие в соответствии с прогрессивными идеалами и ценностями нашего времени.
Проблемы человека по-разному ставятся и трактуются в условиях различных социальных систем, в марксистской и немарксистской философии. Однако наряду с имеющимися существенными различиями социально-политического и культурного характера у народов земного шара все явственнее обнаруживает и проявляет себя общность их исторических судеб, а вместе с ней в известном смысле и общность некоторых традиционных проблем индивидуального и общественного бытия человека. Это проблемы взаимоотношений человека с природой и обществом, государства — с самодеятельными формами хозяйственной и социальной жизни, включая формы самодеятельной жизни отдельного человека, проблемы роли и места индивида в историческом развитии и культурном творчестве, его внутренней, эмоциональной и духовно-нравственной жизни, его отношения к самому себе и к другим людям. Особую актуальность сегодня как для отдельного человека, так и для различных социальных общностей приобрела проблема социальной и моральной ответственности, проблема смысла жизни.
В современном мире, как никогда раньше, раскрылась тесная взаимосвязь и взаимозависимость самых различных общественных явлений и процессов, обнаружилась внутренняя органичная связанность объективных и субъективных факторов жизни, общечеловеческого и конкретно-индивидуального, интернационального и национального, общественного и личного. Возникла острая необходимость философского осмысления этих сложных отношений действительности.
На протяжении многих веков человечество недостаток собственных сил и возможностей восполняло верой в сверхъестественные и сверхчеловеческие силы — божественное провидение, разумную необходимость природы, осуществляемую в истории. В новое время в связи с успехами науки и техники у него окрепла и утвердилась вера в неизменное поступательное движение самой цивилизации как надежной объективной гарантии общественного прогресса. Она и сегодня еще жива в некоторых технократических и сциентистских философских концепциях Запада.
Однако историческое развитие последнего столетия сильно подорвало веру в объективную «благорасположенность» к человеку этих внешних и независимых от человека факторов. Уж слишком часто за последнее столетие апелляцией к этим объективным факторам освящались разрушительные войны, порабощающие человека порядки и обстоятельства. Бедствия двух мировых войн, широкий размах революционных выступлений народных масс воспринимались буржуазным сознанием как признаки всеобщего кризиса разума и человеческой духовности. В условиях социального кризиса, кризиса политических и духовных ценностей буржуазного общества человек утратил доверие к философским и религиозным принципам и нормам, которые поддерживали в нем веру в объективные материальные и идеальные факторы, неизменно обеспечивающие прогресс истории. Лишившись критериев и ценностей, которые придавали значение и смысл его жизни, человек почувствовал себя покинутым и заброшенным, предоставленным самому себе.
Это пессимистическое и апокалипсическое мировосприятие является не просто беспочвенным продуктом больного сознания отживающей свой век буржуазной цивилизации. В нем в превращенной форме нашли свое отражение многие реальные и общие проблемы современного человеческого существования. Критический и переломный характер нашей эпохи, проблемы динамичного и двойственного по своим последствиям научно-технического развития, коренные социальные и культурные перемены, сопровождающиеся крутой ломкой старых форм жизни, переоценкой ценностей и идеалов, привычных убеждений и представлений, поисками новых жизненных установок,— все это и многое другое являются реальными проблемами народов самых различных культурных, политических и географических регионов. По-разному встают и требуют своего решения в этих регионах также проблемы мировоззренческой ориентации и практического определения людьми своего места в условиях существенного ослабления и разрушения архаичных этнических, национальных и религиозных институтов и традиций, некогда автоматически регулировавших жизненные процессы различных общностей, направлявших их деятельность и поведение. Высвобождение людей из-под власти этих институтов, авторитарного светского и религиозного сознания, распространение критического образа мышления не только способствовали утверждению новых возможностей для свободного и творческого развития человека, но и, возложив на его плечи всю ответственность за принимаемые решения, открыли немалые возможности для стихийных форм его индивидуального самовыражения, чреватого действиями анархического и субъективистского плана. В этой связи остро встала проблема соотношения традиционных и современных форм общественной жизни, далеко не однозначно истолковываемая и решаемая в современном мире.
Настроения радикального разочарования в истории, в возможностях разумного познания и мироустройства, вызванные катастрофой первой мировой войны, подкрепленные драматическими событиями последующих десятилетий и разрушительными возможностями современной науки и техники, выразились в западной философии в своеобразной философской исповеди кризисного сознания буржуазного общества, в попытках идеологической интеграции человека в традиционные социальные и духовные установления буржуазного общества. Марксистская же философия выявила социально-экономические причины этих кризисных явлений и указала на те реальные возможности и силы современной общественной жизни, с помощью которых человек может решить назревшие проблемы и обеспечить эффективный контроль над процессами современного общественного развития.
Решение необычайно трудных и масштабных задач современной исторической эпохи с особой остротой ставит вопрос о творческих возможностях человека, о его активном, глубоко ответственном и сознательном участии в свершениях времени. И как всегда, в ответственные моменты жизни, требующие незамедлительных и решительных действий, человек должен менее всего полагаться на недоступные ему и абсолютно не зависящие от него естественные и сверхъестественные силы и факторы, даже если он еще верит в их существование и благорасположенность. Сегодня, когда фактор времени приобрел принципиальное значение, особенно в решении проблем мира и охраны природной среды, нельзя безучастно ждать, пока объективный ход истории сам преодолеет все сложности и противоречия современной жизни и создаст прочные основы для всеобщего мира и благоденствия. Да и нет такого объективного хода истории, который сам по себе, независимо от нас действовал бы в пользу прогресса. И вполне естественно, что в такой критической ситуации человек обращается прежде всего к самому себе, к «собственно человеческим» силам и возможностям.
Данная нами краткая характеристика ситуации современного существования человека позволяет вычленить и сформулировать те задачи и ценности нашего времени, которые в их наиболее общих чертах признаются сегодня подавляющим большинством человечества и которые могут служить одновременно своеобразными императивами и нормами для всякой теоретической и практической деятельности.
Такими несомненными ценностями нашего времени являются мир, человек, демократия и социальный прогресс, притом не каждая из них сама по себе, взятая в отдельности, а все вместе, в их органичной связанности и неразрывном единстве. Мир в условиях демократии и демократия, служащая делу мира; человек как высшая ценность и построенное на социалистических началах демократическое общество, располагающее гуманистическими по своей природе социальными институтами и отношениями; демократическое общество как форма человеческого общежития, наиболее благоприятствующая решению жизненных проблем человечества, — эти ценности сегодня выступают в тесной связи с рядом общепризнанных насущных задач нашего времени.
Решение первейшей задачи — утверждение мира и человека как высших ценностей — требует прежде всего осуществления целого комплекса мер, направленных на нравственное и социальное обеспечение научно-технического прогресса, предполагающего использование всех научно-технических возможностей в интересах человека, ради его блага.
Другая важная задача современного человечества выражена в настоятельной необходимости сохранения и воспроизводства природных оснований человеческой жизни — как внешней, природной среды, так и природно-биологической, телесной, душевно-эмоциональной структуры человека. С этим и связаны требования бережного и внимательного отношения к природной среде, а также к природным силам и способностям самого человека, необходимость сохранения исходных сущностных свойств природы и человеческой биологии и систематического воспроизводства их средствами культуры в интересах нормального существования и развития человечества. Иначе говоря, речь идет о глобальной задаче оптимизации отношений общества с природой, решение которой возможно лишь в определенных социальных условиях, в которых вся общественная деятельность подчинена гуманистическим принципам, интересам человека.
Следующая важнейшая задача может быть сформулирована как задача утверждения гуманизма целостного человека. Опасность термоядерной войны, углубление экологического кризиса, угрожающие жизни всего человечества, способствовали непосредственному осознанию ценности человека не только как разумного, духовного существа. В этом, в частности, как нам представляется, следует видеть одну из причин возросшего в последние годы интереса философии к биологии человека, стремление понять человека во всей целостности его бытия, в единстве его духовного и телесного начал. В этой связи образ человека встает в нерасторжимом единстве материального и духовного, когда действительно человеческим признается не одна лишь сторона его существа, скажем разумная и духовная в отличие от телесной, биологической, а воплощающая их единство сама личность и ее конкретно-историческом существовании. Подлинный гуманизм не может и не должен априорно определять ценность человека тем или иным его отдельным свойством, расщепляя человека на какие-то неизменные и противоположные сущности — «возвышенную душу» и «низменное тело», «свободную волю» и «расчетливый рассудок», «прозорливый разум» и «слепое чувство». На место такого антропологического дуализма души и тела встает целостное человеческое существо, единая человеческая личность, которая не в отдельных своих свойствах, а в своем личностном поведении и действии, выборе и решении проявляет себя добрым или злым, свободным или несвободным, низменным или возвышенным. Гуманизм духа и природы сегодня нерасторжимы.
Все более широкое признание получает и выдвинутая социализмом задача формирования нового человека, осознающего требования времени и активно содействующего их осуществлению. Философское исследование человека во всех его сущностных проявлениях и жизненных отношениях и разработка в этой связи философской теории человека как специальной отрасли марксистской философии — диалектического материализма настоятельно необходимы сегодня для решения одной из центральных задач реального социалистического общества — задачи всестороннего и гармоничного развития человека, которая в современных условиях может и должна решаться в строгом соответствии с научно-философскими представлениями о его природе и жизненном призвании. Ориентирующее для всей коммунистической формации положение, согласно которому человек в конечном счете является целью, а материальное производство и вся общественная жизнедеятельность — средством исторического развития, нацеливает философскую науку на исследование, выявление и определение оптимальных условий индивидуальной и общественной жизнедеятельности человека, наиболее полной реализации его сущностных сил и возможностей. А это осуществимо лишь в том случае, если философия в своих исследованиях воссоздает некий целостный образ человека, формулирует связанную с этим образом систему понятий и представлений, с помощью которых окажется возможным в новых условиях актуализировать старый философский принцип, рассматривающий человека как «меру всех вещей». Действительно, человек в своем многомерном существе, в своих жизненных потребностях и возможностях (биологических, психических, эмоциональных и интеллектуальных), а также в идеальном образе своего «я» в социально значимых чертах и качествах является важным критерием как индивидуального, так и всего общественного творчества.
Необходимо глубоко аргументированное научно-теоретическое обоснование как самого идеала нового человека, характеризующих его качеств и свойств, мировоззренческих, духовно-нравственных, общекультурных норм и ценностей, служащих своеобразными гуманистическими критериями социальной практики, так и основных принципов, форм и методов всего общественно направляемого и регулируемого процесса формирования человека. Первостепенное значение приобретают при этом исследование и определение условий, средств и способов успешного самовоспитания и самосовершенствования человека, его социальной и культурной самодеятельности, его свободной и творческой активности.
Научно-философское рассмотрение и истолкование природы человека и его сущности оправданно и возможно в том случае, если выделяются и изучаются также такие его реальные и функциональные свойства и особенности, которые, несмотря на историческое развитие и изменение человеческого существа, в каких-то важных параметрах остаются одними и теми же для различных исторических эпох и рас. Иначе говоря, предметом философского изучения является человек в определенном постоянстве, относительной неизменности своей природы и одновременно в той неповторимой конкретно-исторической целостности, в которой актуализируют себя также его инвариантные, константные качества и свойства. Отсюда философский вопрос о том, что такое человек, есть вопрос о его природе и сущности, о закономерностях и механизмах функционирования данных ему от природы и обретенных в культурной истории относительно постоянных жизненных структур и качеств, вопрос о характерных особенностях и направленности его непрерывного изменения и развития, о неповторимом своеобразии его современного конкретно-исторического существа и бытия.
Современная философия человека — это философия свободной, творчески активной и общественно ответственной жизнедеятельности человека, определяющей роли субъективного фактора в решении жизненно важных проблем как отдельной человеческой личности, так и всего человечества в целом; это философия, призывающая человека стать хозяином своей судьбы, построить свою жизнь в соответствии с гуманистическими идеалами и ценностями нашего времени. В этой связи утверждение роли субъективного фактора не ограничивается защитой самоценности человека, идеалом его гармоничного физического и духовного развития, а предполагает полную согласованность с защитой ценности всего рода человеческого. Гуманизм уникальной по своему характеру нашей эпохи выдвигает на первый план проблему отношений между людьми, проблему утверждения таких критериев человеческой деятельности, которые выражали бы единство задач и интересов отдельной личности и всего человечества.