Научное знание, как мы уже отмечали, является могучим средством покорения природы, решения, практических задач, необходимых для воспроизводства человеческой жизни.
Но при всех его огромных возможностях, включая и осуществляемое общественными науками прогнозирование и планирование хозяйственной и социальной деятельности на определенный период, оно само, самостоятельно, без помощи других форм интеллектуальной и духовной деятельности, не способно выработать те общие принципы и нормы человеческого поведения, которые определяют основные жизненные установки человека, его образ жизни, саму стратегию человеческого и общественного развития. При всех своих огромных познавательных возможностях конкретно-научное знание не способно выявить и зафиксировать все возможные позитивные и негативные последствия общественной жизнедеятельности, в частности последствия современного, научно-технического творчества людей.
Это объясняется не только исторически ограниченными возможностями научного познания, но и спецификой самой общественной действительности, где общий результат всех индивидуальных намерений и действий и складывающаяся на их основе некая равнодействующая, объективная тенденция развития не совпадают ни с индивидуальными желаниями, ни с совокупной деятельностью членов общества как таковой. Как отмечал Энгельс, совершая сознательные поступки, люди могут предвидеть в лучшем случае лишь ближайшие последствия, к которым они приведут, но не могут предвидеть отдаленных общественных последствий своих действий. Иначе говоря, результаты исторической деятельности, все «за» и «против» дальнейшего существования человека не фиксируются в полной мере научным познанием и не позволяют нейтрализовать все возможные ее разрушительные для жизни последствия.
Указанное обстоятельство, однако, не снимает актуальнейшей задачи более рациональной организации общественной жизни, необходимости планирования и осуществления не только научно-технических, тактических, но и общих мер стратегического уровня, обеспечивающих нейтрализацию как научно распознанных, так и теоретически предполагаемых так называемых анонимных негативных факторов общественно-исторического развития. А это может быть осуществлено лишь с помощью основанного на научном и другом знании теоретического, философского познания и объяснения действительности, на путях философского определения общих проблем и задач, принципов и норм современной жизнедеятельности человека, выработки и практического утверждения такой жизненной позиции и образа жизни, такого отношения ко всем формам человеческой деятельности, и прежде всего к научно-техническому творчеству, которые позволили бы заблокировать и тем самым предотвратить его возможные разрушительные последствия.
Специфическая функция философии в решении этих задач в известной мере отражена в том условном разделении типов человеческого знания, с которыми мы нередко встречаемся в современной западной философской литературе. Если отбросить характерное для этой классификации противопоставление различных типов человеческого знания, а в некоторых случаях религиозно-эсхатологическую трактовку назначения философии, то можно согласиться с тем, что в отличие от научного знания, служащего главным образом конкретным нуждам и практическому ориентированию человека в мире, философия может быть охарактеризована как «спасающее» знание. Разумеется, в данном случае речь идет не о божественном искуплении и достижении блаженной жизни в «царствии небесном», а о социальной и нравственной ответственности человека и человечества в организации и соответствующем направлении современной личной и общественной жизни, о спасении человеческой жизни на Земле, о чрезвычайной актуальности сегодня гуманистической мировоззренческой, регулятивной и методологической функций философии, об одной из тех ее традиционных функций, в которой она выступает как теоретическое учение о жизненной мудрости, о путях и средствах оправдания человеческой жизни, о той помощи, которую она может и должна оказать в решении коренных жизненных проблем человечества.
Рассмотрение отношений, в которых находятся философия, эта фундаментальная область духовной деятельности человека, и сам человек как субъект и творение современной исторической эпохи, подводит к необходимости освещения вопросов о природе философского знания и его главенствующей функции в современном мире, о том, что она дает и может дать для решения жизненных проблем человека, и, наконец, о человеке как проблеме самой философии.
Как самосознание культуры определенной исторической эпохи философия вырабатывает свои теоретические принципы и ценностные установки в зависимости от особенностей развития науки и социальной практики этой эпохи, от удельного веса и общественной значимости различных сфер духовной культуры. Вполне понятно и оправдано поэтому выяснение функций и характера философии наших дней прежде всего в контексте ее отношений с наукой, удельный вес которой необычайно возрос в жизнедеятельности современного общества. Никто не будет отрицать возросшее значение методологических и критико-рефлексивных функций философии в отношении научного знания, ее роли в обеспечении междисциплинарного сотрудничества. Столь же очевидно огромное значение конкретно-научного знания как содержательного источника философского познания, побуждающего философскую деятельность и обогащающего его миропредставления. Положительно сказывается и должно сказываться органичное включение в основоположения и методы философии мыслительных стандартов, критериев рациональности и научности, складывающихся в лоне конкретно-научного знания и его теоретических построений.
Но философия определяет свои положения на основе переработки обобщенного и конкретного материала самых различных регионов культуры, включая науку. При этом философские принципы и методы, несмотря на их генетическую связь и зависимость от этих культурных регионов, несводимы к их конкретным методам и принципам, а имеют свою собственную особую природу. Философия обладает своими собственными средствами и способами познания и освоения действительности, своим критерием рациональности и научности, воплощающим в себе некое конкретно-историческое, органичное единство ценностно-мировоззренческих, практически духовных и научно-теоретических элементов. Поэтому, говоря о методологических и критико-рефлексивных ее обязательствах по отношению к науке, важно выяснить природу тех средств, с помощью которых эти функции осуществляются. Одно дело, когда философия выступает как самостоятельная форма теоретической деятельности, проясняющая, обосновывающая и критикующая научное знание с позиций собственных задач и критериев. Другое — когда она довольствуется теми же логико-теоретическими средствами и критериями, которые возникают в рамках самой науки и которые с той же целью и не менее успешно могут быть истолкованы и применены самими учеными.
В западной философии, особенно в неопозитивистских и постпозитивистских концепциях философии науки, природа философии рассматривается и характеризуется в ее чрезвычайной и крайне преувеличенной зависимости от науки. Она фактически ставится в положение некоей методолого-методической и теоретико-инструментальной служанки конкретных наук и различных частных форм человеческой деятельности. Подчеркивая действительно существующую зависимость философии от конкретно-научного знания, авторы этих концепций отказывают ей в праве самой быть самостоятельной и специфической формой знания. Фактически философская теория мира, если возможность такой и признается, рассматривается и оценивается как такое истолкование действительности, которое не несет в себе новых знаний о ней, а философская методология сводится к своеобразной метанаучной методологии, в критико-рефлексивных целях использующей теоретические и логико-методологические средства самой науки. Философия как общая теория мира и человека, методология всей его теоретической и практической деятельности, как средство критической саморефлексии, рожденное не только в русле логико-теоретического и научного исследования, осмысления исторических путей научного прогресса и механизмов функционирования науки, но и на основе обобщения всего совокупного социального и культурного опыта человечества, остается вне поля зрения или не принимается в расчет в должной мере.
Сознательно или невольно наука рассматривается в качестве некой автономной и самодостаточной силы человеческой жизни. Не учитывается то известное обстоятельство, что она функционирует в рамках определенной культуры, в системе конкретных социальных отношений и что использование созидательных возможностей науки и техники, как и устранение негативных, разрушительных последствий их развития, находится в прямой и существенной зависимости от характера и направленности общественной жизни в каждой стране, мирового социально-политического развития в целом. Поэтому возросшее значение науки в современных условиях требует не просто методологического содействия процессу научного познания, улучшению и совершенствованию его средств. В еще большей степени и несравненно острее встает задача социального и духовно-нравственного обеспечения современного научно-технического развития, подчинения его определенным ценностям, идеалам и гуманистическим принципам нашего времени.
Необходимость именно такого отношения философии к науке диктуется и тем обстоятельством, что наука, несмотря на необычайно возросшую ее роль в жизни современного общества, не содержит в себе критериев и императивов соответствующего культурного и социального применения ее достижений, а поэтому может быть употреблена как на пользу, так и во вред человечеству. В этой связи приобретает особую актуальность философское ориентирование на создание таких форм социальной жизни, международного экономического и политического сотрудничества, культурных отношений, при которых человечество сможет обеспечить надежный контроль над могущественными силами собственного научно-технического творчества и решить жизненно важные для него глобальные проблемы, и прежде всего самую главную из них — проблему достижения прочного и длительного всеобщего мира.
Признав важность этих задач, нельзя удовлетворяться лишь конкретно-научными прогнозами и проектами, призванными послужить оптимальному функционированию уже существующих социально-политических и хозяйственных механизмов. Сегодня, как никогда ранее, необходима разработка общих проектов социального и культурного обновления, созидания качественно новых форм внутригосударственной жизни и международных отношений. А разработка таких проектов возможна лишь в рамках социальной философии, специфическими средствами философского научно-теоретического прогнозирования и обоснования.
Понимание науки как важного фрагмента современной культурной и социальной практики позволяет остро почувствовать всю односторонность и недостаточность узкого науковедческого методологического взаимодействия с ней. Совершенно очевидно, что для подлинно философского обеспечения современного научно-технического прогресса приобретают огромное значение задачи, ценности и требования, вызванные к жизни общим ходом социально-политического и культурного развития, жесткой необходимостью своевременного решения коренных проблем современного человеческого существования. Выработка практически эффективных и гуманистических норм человеческой деятельности в век науки и техники еще в большей степени, чем когда-либо, требует от философии осмысления и учета в своих обобщениях и принципиальных установках всех тех познавательных и созидательных возможностей, которые имеются во вненаучных сферах человеческой культуры, общественной и духовной жизни человека. Именно на этих путях философия сможет наиболее полно реализовать свои обязанности перед наукой.
Рассматривая философию не только как теорию, объясняющую мир, но и как способ его практически духовного освоения и изменения в духе передовых идеалов и ценностей человечества, марксизм всегда придавал большое значение ее мировоззренческой функции, тем наиболее общим принципам и нормам человеческой деятельности, которые она вырабатывала на основе научно-теоретического познания объективных законов природного и социально-исторического развития, тех духовно-нравственных установок и императивов, которые она постулировала в согласии с этим познанием. И сейчас в своей теоретической и практической деятельности, в больших и малых свершениях современной социально-политической практики марксисты руководствуются теми стратегическими установками и перспективами, которые следуют из философского познания и видения задач и путей дальнейшего исторического развития.
Философия по своей природе действительно представляет собой теоретическую форму мировоззрения, или предельно общую мировоззренческую теорию. Это означает, что законы и принципы своего миропонимания философия обосновывает логически, специфическими теоретическими средствами, обнаруживая тем самым свою определенную принципиальную общность с наукой. Вместе с тем в своих мировоззренческих принципах и оценках она осмысливает материал всей наличной культуры, всего социального опыта, различных форм практически-духовной деятельности человека. Свое понимание мира философия формулирует и выражает в объективно безличных и универсальных теоретических положениях, основанных на фактах науки. Но она осваивает действительность также на основе обобщения и осмысления процесса сознательной целенаправленной деятельности человека, через эмоционально-психологическую и ценностно-нравственную его ориентацию в мире, определенную конкретными формами морального и эстетического воззрения, идейной убежденности и факторами обыденного сознания. Характеризуя философию как теоретическое выражение конкретно-исторического научного и социального опыта, ценностно-мировоззренческого подхода к действительности, следует учитывать и тот факт, что она имеет свои «вечные» темы и проблемы, отражающие некие непреходящие и коренные основы человеческой жизни. Этим, в частности, объясняется особое положение истории философии как важной теоретической основы и предмета всякого философствования.
Сложный и синтетический характер объекта философского познания, а также специфические теоретические средства, с помощью которых философия познает и объясняет мир и человека, определяют ее собственную природу. Философия — не общая теория мира или человека, она есть общая теория мира и человека в их органичной связи и взаимодействии, философия человеческой жизнедеятельности в мире. В своих обобщениях философия опирается на научное знание и на ценностное отношение к действительности, выражающее ту или иную жизненно-мировоззренческую позицию человека, социальной группы, класса. Философские законы и принципы независимо от того, к чему они относятся — к миру или к человеку, являются не просто объективными истинами, но и субъективно переживаемыми положениями, показателями определенного отношения человека к миру, к своему собственному бытию, они воплощают в себе одновременно и истину и ценность, научное знание, понимание человека и мира и постижение их смысла и значения.
Философская правда жизни — употребим это, на наш взгляд, более емкое понятие — в отличие от научной истины сочетает или должна сочетать в себе истину и справедливость в их возможном гармоничном единстве. Философия говорит человеку как о его реальном положении в мире, так и о его жизненном назначении, не только о том, что он есть, но и о том, чем он может и должен стать. Соответственно существо той или иной философии во многом определяется тем, как она сочетает в себе научно-теоретический и ценностно-духовный моменты. Для утверждения истинности и справедливости своих принципов и основоположений она всегда пользовалась и пользуется сейчас, с одной стороны, научно-логическими построениями, а с другой — ценностными нормами и понятиями. И поскольку философия не только что-то научно-теоретически обосновывает, по и постулирует в качестве должного, то она обращается к различным методам убеждения, утверждающим веру в справедливость и обоснованность выдвинутых постулатов. Для этого она избирает тот или иной принцип веры, убеждения.
Античная философия, например, опиралась на веру в разумность космоса, природы, объективного миропорядка; средневековье жило метафизической верой в разумность и справедливость божественного начала, исходящего от него миропорядка; в Новое время обоснованию философских принципов служила «объективная истина» природы, абсолютного духа и научного знания. Современная философия пользуется как научно-теоретическим, так и ценностным, духовно-нравственным обоснованием своих положений. При этом сциентистские и антисциентистские концепции западной философии, как правило, разрабатывались и разрабатываются сейчас путем противопоставления этих двух методологических принципов, трактовки их как несовместимых и взаимоисключающих понятий. Такой подход противоречит действительному положению вещей: диалектической взаимосвязанности и взаимообусловленности объективной и субъективной, научной и ценностной, теоретической и практически-духовной сторон философского миропознания. Ведь ценностная установка, несмотря на своеобразие ее природы и всякого рода опосредования, одним из источников своих имеет объективно-научное знание, так же как и научное знание всегда есть то пиление объективного положения вещей, которое складывается при прямом или косвенном влиянии определенной ценностно-практической установки. Вместе с тем диалектический синтез объективного и субъективного, научного и ценностного не должен сводиться к некоему взаимопоглощающему слиянию этих различных начал. Выражая их существенную взаимосвязь и взаимозависимость, такой синтез должен сохранять постоянное наличие и известную самостоятельность этих сторон в рамках конкретного единства.
Философия верна своему назначению, своей специфической природе до тех пор, пока она не отождествляет себя с какой-либо конкретной формой научного знания или с верой. Соединяя в себе научные и мировоззренческие моменты, она должна в то же время с необходимостью обладать определенной направленностью, выражающей практическую устремленность, прогрессивную тенденцию своего конкретно-исторического времени. Иначе говоря, философия не может удовлетворяться положением абстрактно-бесстрастной теории мира, отвлекающейся от насущных жизненных задач человечества, его настоящего и будущего развития, и выступать в виде некоего всегда себе равного синтеза составляющих ее элементов. Диалектическая и конкретно-историческая природа каждого философского синтеза требует такого конкретного и органичного соотношения различных его сторон, при котором неизбежен приоритет одной из них — научной или ценностной, онтологической или антропологической, при условии, что эта «тенденциозность» не ведет к абсолютизации и фетишизации определяющего фактора и не нивелирует противоположное ему начало.
В условиях современного мирового развития, выдвинувшего на передний план задачи сохранения и утверждения мира на Земле, гуманистического и духовно нравственного обеспечения социального и научно-технического прогресса, первостепенное значение приобретают гуманистически-мировоззренческая, методологическая функции философии. По-своему и в значительно более глубоком и широком смысле, чем когда-либо, возникает необходимость философского обоснования и утверждения примата практически-духовной деятельности над научно-теоретической.
Будучи общемировоззренческой теорией мира и человека, философия не ограничивает себя научно освоенной действительностью, а обращается к культуре в целом, к самым различным формам практической и духовной деятельности человека. Она формирует целую систему представлений, определяющих место и роль человека в мире, вырабатывает и провозглашает наиболее общие нормы и принципы социального и нравственного поведения человека, его научно-теоретической деятельности. Отсюда естественное Стремление философии к установлению предельных оснований практического и теоретического отношения человека к действительности, к определению своего понимания смысла жизни человека и человечества, характера и направленности исторического процесса, подлинно нравственного поведения. Такие предельные основания, конечно, тесно связаны с тем или иным типом культуры и являются конкретно-историческими по своей природе. Но на каждом данном этапе истории они охватывают все основные аспекты отношения человека к действительности.
Философское Мировоззрение, Таким образом, не может быть сведено к Содержанию конкретных наук или к обобщениям, полученным лишь на основе анализа научного знания. Как самосознание определенной исторической эпохи оно осмысливает и интерпретирует также весь совокупный опыт человеческой жизни, нравственную, этическую, религиозную практику, факты и явления повседневного индивидуального и общественного бытия, непосредственного отношения человека к миру и к самому себе. Но и подобное беспредельное расширение поля философского анализа не означает, что объектом философии является непосредственно то, что уже освоено в научной и всякой другой форме общественного сознания. Объектом философии является не сам предмет, как он дан в специальной науке или этике, а способ, каким дан этот предмет. Для философского анализа действительность — это не просто человек и мир, а теоретическое и практическое отношение к миру, способ ориентации и жизнедеятельности человека в мире. Здесь раскрывается важная функция философии, заключающаяся в том, что она сопоставляет типы миропонимания и ориентации, задаваемые наукой и ценностно-практическими формами сознания — моралью, искусством, религией, обыденным сознанием. Философия фиксирует наиболее общие законы и принципы не того или иного вида духовной деятельности, а духовной деятельности вообще, она является, следовательно, также методологией научного и всякого другого познания. Такое своеобразие философии находит свое отражение в поисках и выявлении предельных оснований человеческого познания и деятельности, в своеобразном единстве теоретического и методологического ее содержания.
Именно эта специфическая особенность философии как общемировоззренческой теории, предельных оснований человеческой практики позволяет осуществить сопоставление различных форм духовной и практической деятельности, научного знания и ценностных форм сознания, теоретической деятельности и социальной практики. При этом задача состоит не в том, чтобы объединить эти разные сферы каким-либо априорным, всеобщим принципом, а в том, чтобы в каждой из них найти элементы и основы их общности.
Анализ ценностных форм сознания раскрывает те действительные жизненные и социальные основания, которые вызывают необходимость взаимного сопоставления различных форм духовной и практической деятельности человека, определяют роль и значение каждой из них в общефилософском миропонимании. Именно на почве «предельных оснований», определяемых философией, «вечных» философских вопросов о смысле жизни, природе И назначении человека, о свободе, добре и справедливости, о принципиальной ориентации человека в мире и его отношении к конкретно-историческим формам общественной жизни встречается и соотносится философия с моральным, религиозным, эстетическим и правовым сознанием в их неинституционализированной и неофициальной форме.
Философия не только дает определенное целостное понимание мира, но и соответствующим образом интерпретирует социальную действительность, выступая тем самым в качестве специфической формы идеологии. Другими словами, строго логическое и научно-теоретическое обоснование законов и принципов философии демонстрирует ее научную природу, а ее ценностномировоззренческое отношение к действительности обнаруживает в ней особую форму идеологии. Формы сознания, полярно противополагающиеся в ряде концепций западной философии, в действительности являются диалектически взаимосвязанными, пребывающими, при известных условиях, в состоянии принципиального взаимного соответствия, когда идеологически выраженный ценностный подход не только не противоречит научной объективности, а становится важным ее условием.