Важный этап перехода от средиземноморской цивилизации к тому, что станет впоследствии европейской цивилизацией, падает на конец 7-го — середину 10-го века. Это объясняется четырьмя основными факторами:
- Экспансия исламского мира. В 8-ом веке вся западная часть средиземноморского бассейна попадает под власть арабов и отношения между Византией и Западом постепенно ослабевают.
- Растущая самостоятельность Западной Церкви по отношению к византийским императорам.
- Создание империи Каролингов, которая выступает в роли наследницы Рима и христианства.
- Нашествия норманнов, сарацин и венгров в 9-ом — 10-ом веках.
Феод (лат.), которому соответствуют французское «фьев» и немецкое «лен», означает наследственное земельное владение. После распада империи Карла Великого (государства Каролидов) бенефиции стали превращаться в феоды. В зависимости от размеров феода складывался ранг знатности землевладельцев, эти ранги составили иерархию, феодальную лестницу и систему вассалитета. Феодал, менее знатный, был вассалом (антрустионом) по отношению к более знатному — сеньору.
Во Франции, начиная с Карла Лысого, сложилась наиболее ступенчатая феодальная лестница, на верху которой был король, далее шли герцоги, графы, бароны, шевалье. Позднее появились маркизы (между герцогами и графами), виконты (между графами и баронами. Шевалье означает конный рыцарь. Аналогичные низшие феодальные титулы были риттер в Германии и в Англии — найт. Вассал обязан был служить сеньору своим воинским мастерством, но существовало правило: вассал моего вассала — не мой вассал. Действие этого правила способствовало феодальной раздробленности. Герцоги и графы, понастроив мощных неприступных каменных замков (Романский стиль), стали считать себя государями и перестали повиноваться французским королям, непосредственная власть которых ограничилась сравнительно небольшой территорией вокруг Парижа — домена. Слово «домен» имело и другое значение; в пределах каждого феодального землевладения доменом называлась территория, которую должны были распахивать зависимые от сеньора земледельцы и дворовые слуги. Барская запашка стала одной из трёх главных форм феодальной земельной ренты. Двумя другими стали платежи сеньорам натурой (продуктами) или деньгами: натуральный и денежный оброки.
Три вида феодально-земельной ренты: барщина — отработочная, натуральный оброк — продуктовая, денежный оброк — денежная.
Зависимые земледельцы стали считаться прикреплёнными либо лично к сеньору, либо к земельному наделу. В обязанности крепостных помимо уплаты ренты входили строительная, извозочная и другие повинности, баналитеты и церковная десятина. Феодалы согласно указу Карла Великого заботились о том, чтобы крепостные доставляли им всё необходимое, поэтому сеньория тяготела к натуральному хозяйству. Общий упадок городской жизни сказался на состоянии торговли и ремесла, и центр экономической жизни и политико-административной власти переместился в сельскую местность в окрестности каменных замков. Среди историков, как обычно, нет единства по вопросу, является ли феодализм отличительной особенностью западно-европейского экономического развития, или же феодализм — универсальное явление, но в Западной Европе принял наиболее яркие формы каролингского феодализма. В любом случае классической страной феодализма считается Франция.
Теперь рассмотрим вторую часть общего определения — христианский запад. Карл Великий в своей столице Ахене провёл собор, на котором был принят догмат Филиокве — одно из главных отличий западного христианства от восточного. Карл Великий повелел, чтобы все монастыри в пределах его империи жили по уставу святого Бенедикта Курсийского (480 — 549). Карл Великий подарил Папе (Римскому) Папскую область. В свою очередь Римская Католическая Церковь освятила феодальный строй. Она провозгласила богоустановленным порядок деления народа на три сословия: молящихся и священнослужителей, сражающуюся феодальную знать и трудящихся (все остальные). В Церкви сложилась своя иерархия: на верху был Папа, далее шли епископы — во главе отдельных территорий, настоятели монастырей — аббаты, сельские приходские священники. Епископы были духовными феодалами. Они владели землями и также, как светские феодалы были сеньёрами городов. Церковь играла также свою роль в офор-млении системы вассалитета. Вассалы, именем Христа и в присутствии священников клялись, что будут верными своим сеньорам. Будучи людьми неграмотными, феодалы часто приглашали грамотных священников на должность управляющих хозяйством феода и таких священников стали называть министрами.
Рассмотрим теперь особенности западного монашества, определённые уставом святого Бенедикта. Только в 11-ом веке произошло окончательное разделение христианской церкви на западную (римско-католическую) ветвь и восточную (православную или греко-византийскую) ветвь. Но различия между западным и восточным христианством проявились намного раньше, в том числе в характере аскезы. На востоке Средиземноморья было много пустынь: Египетская Фиваида и Сирийская пустыня. Относительно близко от этих пустынь располагались центры православия: Александрия и Иерусалим. В пустыне после дневного зноя православный аскет ночью, зарывшись в песок, мог созерцать таинственное мерцание далёких звёзд, прислушиваться к поющим пескам и размышлять о божием величьи. Даже в конце прошлого века знаменитый русский философ Владимир Соловьёв заночевал однажды в Фиваиде, и ему явилась святая София. Православная аскеза приобрела мистикосозерцательный характер. На западе не было пустынь, там были дремучие леса и аскеза благодаря уставу святого Бенедикта приобрела характер топорнопрактический. Бенедикт предписал монахам не только молиться, но и не менее семи часов в день заниматься физическим трудом, прежде всего расчисткой лесов под пашню с помощью топоров. Монастырь по мнению Бенедикта должен был представлять из себя самодавлеющее хозяйство, с пашней, водоёмом, мельницей, монахами, искусными в кузнечном и других ремёслах, и в обязанности монахов входило также переписывание древнеримских учёных свитков. Таким образом западно-европейские монастыри в раннем средневековье сыграли роль хранителей образованности и рассадников сельскохозяйственной культуры. Конечно действительность была много сложнее, чем предписывал устав. Многие монастыри погрязли в тунеядстве, обжёрстве, пьянстве, гомосексуализме; и в противовес этой распущенности в 10-ом веке возникло Клюнийское движение за строгое соблюдение норм бенедиктинского устава. А в самом конце 11-го века в местечке Сито (1098г.) возник католический орден цистерцианцев. И отчасти благодаря бенедиктинцам и цестерцианцам 10-ый — 13-ый века стали эпохой экономического подъёма. Монастыри сыграли главную роль в сельскохозяйственной колонизации лесных пространств и развитии добычи металлов. Многие аббаты-цистерцианцы были сведущи в горном деле.
Колонизация Западной Европы в 10 — 15-ом веках сопровождалась внедрением системы трёхполья и уже в нашем веке получила наименование «Великой распашки». Говоря о христианском западе надо упомянуть и такую отличительную особенность эпохи феодализма, как войны во имя веры. Карл Великий, покоряя земли германских племён оправдывал захваты тем, что обращал язычников в христианство. Самым крупным проявлением религиозного милитаризма стали крестовые походы.
Другой причиной частых войн были династические конфликты за право того или иного феодала королевской крови занять монарший престол. И наконец жителям запада приходи-лось отражать военные набеги с севера и с востока. С севера набегали скандинавские викинги — норманны. Напившись для храбрости отвара из мухоморов, они вторгались во Францию, на остров Британия, и даже создали своё королевство на острове Сицилия и юге Италии. Норманны первый раз разграбили Париж через два года после Верденского раздела. В 911году они отхватили у французов область, названную Нормандией и герцог нормандский обладал властью гораздо более значительной, чем французский король. Этого норманнам было мало и через полтора века они покорили Англию. С востока на рубеже 9-го и 10-го веков в центр Европы проникли кочевники мадьяры. Король Оттом из Саксонской династии, сменивший каролингов в германских землях в 955 году разбил мадьяр и отбросил их в дунайский мешок, где они создали своё королевство Венгрию. Оттом был прозван Великим и коронован в Риме, как новый император Запада. Но французские короли не признали нового императора, поэтому образовавшаяся Священная Римско-Германская Империя охватила германские, североитальянские и западнославянские земли.
А вскоре возник конфликт между германскими императорами и римскими папами. В середине 11-го века после разделения церквей Папа Григорий Седьмой установил правило целибата — безбрачия католического духовенства, ввёл новый духовный сан кардиналов, которые теперь одни должны были избирать Папу и стал притязать на верховную роль по отношению к светским властителям. Папа Григорий считал, что только он имеет право утверждать епископов и аббатов, а германский император хотел оставить это право за собой. Возникший конфликт между папами и германскими императорами затянулся до 12-го века, он затронул в особенности северную Италию, в городах которой возникли первые в Западной Европе политические партии: гибеллины и гвельфы. Одни поддерживали пап, другие — германских императоров.
Во Франции и на территориях, которые по Верденскому разделу образовали государство Лотаря, к концу 10-го века также прекратилась династия Каролингов. Во Франции её сменили Копетинги — потомки Гуго Капеда. Государство Лотара (или Лотаря) попросту распалось, область, которую Лотар оставил своему среднему сыну — Лотару-младшему получила название Лотарингии. К северу от неё, на территории, где сливаются при впадении в Северное море Рейн, Мааса и Шельда, возникли Нидерланды. К югу от Лотарингии расположены такие исторические области, как Бургундия, Прованс и несколько североитальянских областей. В целом территорию, на которой когда-то было королевство Лотара знаменитый историк нашего века англичанин Арнольд Джозеф Тойнби назвал Лотарингской осью Европы.
Территории Лотарингской оси сыграли выдающуюся роль в процессе возрождения, начиная с 10-го века, торговли и ремесла в Западной Европе, процесса, который привёл к столкновению интересов горожан со своими сеньорами, светскими и духовными феодалами, в борьбе с которыми горожане стали добиваться вольностей и прав, символизируемых статусом коммуны. В ходе коммунальных революций с конца 11-го по 13-ый века западно-европейский город приобрёл уникальные черты, отличавшие его от городов Восточной Европы и прочего Востока. Великий социолог Макс Вебер систематизировал особенности западноевропейского средневекового города в пяти основных признаках:
- рыночная площадь,
- крепость,
- автономный суд,
- местное самоуправление,
- корпоративное устройство, то есть ремесленные цехи и купеческие гильдии.
Борьба городов за свои права получила поддержку городских священнослужителей — каноников. Благодарные горожане, добившись благодаря своим правам и вольностям высоких доходов стали воздвигать величественные памятники архитектуры — готические соборы и даже соревноваться, кто построит самый высокий собор. Ремесло архитектора стало самым престижным. Появился новый вид изобразительного искусства — витражи. Самыми замечательными готическими соборами стали парижский Роттердамм и соборы в Рейсе и Шартре, их построили в 12-ом веке высотой более тридцати метров. В 1325 году в городе Бове был построен самый высокий собор (48 м). Через 60 лет он обвалился. Гонка сооружений прекратилась. Права и вольности городов остались.