Признаки цивилизации:
- появление городов,
- появление архитектурных памятников,
- наличие корпуса священных и законодательных текстов (письменность),
- использование металла,
- общественное разделение труда,
- движение продукта.
Цивилизация возникла в долинах семи великих исторических рек благодаря тому, что в этих районах необходимость регулировать разливы рек привела к возникновению сложных форм коллективного труда, организацией которого руководила деспотическая власть.
Древнейшие цивилизации: Египетская в долине Нила, Междуречье Евфрата и Тигра (возникла в 4 тысячелетии до нашей эры). В 4-ом тысячелетии до нашей эры стали распространяться медные и бронзовые орудия труда. До этого — каменный век (века). В 1925 году Г.Чайлд (1892-1957) предложил понятие «неолитической революции» — городской революции. Неолит — новокаменный век. В 8-ом — 5-ом тысячелетии до нашей эры люди начали переходить от присваивающего хозяйства к хозяйству воспроизводящему, основанному на земледелии, скотоводстве и ремесле.
Возникли три крупных общественных разделения труда:
- осёдлый образ жизни (земледелие), кочевой образ жизни (скотоводство)
- ремесло — изготовление оружия, орудий труда, одежды и утвари
- обособление людей, занимающихся торговлей. Около 10 тысяч лет назад существовала тайная торговля предметами потребления, орудиями труда, обсидианом (вулканическим стеклом) и другими товарами.
Произошло расслоение общества, выделились люди, обладающие особыми знаниями, статусом: вожди, шаманы, знахари, колдуны.
Городская революция — люди научились изготовлять более совершенные орудия труда и оружие. Стали создаваться укреплённые поселения — города. ( Иерихон в Палестине).
Цивилизации Египта и Междуречья (основные различия)
В Египте в конце 4-го тысячелетия до нашей эры возникло централизованное государство, которое просуществовало. Египетские номы были расположены по цепочке вдоль Нила и стало возможным их объединение. Дважды существование Египта прерывалось крупными потрясениями. На стыке 3-го и 2-го тысячелетий до нашей эры возникло Среднее царство. Оно просуществовало около 300 лет и пало от завоевателей гексосов, вторгшихся с севера. После их изгнания возникло Новое царство. Считается, что пирамиды были сооружены фараонами древнего царства после того, как египтяне подчинили себе Синайский полуостров (Рамзес 2-ой, Тутанхамон — Новое царство).
Возникавшие время от времени царства в междуречье объединяли несколько городов-государств. Древнейшее из них — Шумера и Окада (столица — город Урр, в котором найден первый рисунок колеса). Там же возникла клинопись. Египетская письменность была иероглифической. Главные архитектурные памятники Междуречья — ступенчатые башни (зиккураты) — древнейшие астрономические обсерватории. Основу хозяйства составляло поливное земледелие. Власть была организатором масштабных ирригационных работ.
Сельские общины кроме обязательных участвовали в общественных работах и должны были отдавать власти большую часть собранного урожая — рента-налог. На этом была основана дворцовая и храмовая экономика. Храмовое хозяйство было преимущественно в Междуречье.
Рабство носило патриархальный характер. Но со временем всё большее значение приобретало долговое рабство. Древний Египет отличался распространением государственной монополии не только на землю и воду, но также на образование, внешнюю торговлю и ряд отдельных видов производства: папирус, пиво (культовый напиток).
«Поучения Ахтоя своему сыну» — литературное произведение, где прославляется профессия писца.
Вторжение гиксосов было успешным благодаря использованию лошадей и колесниц. Приручение лошади и изобретение колесниц произошло вокруг Закавказья.
На территории возникло государство Митании. Митанийцы воевали с египтянами.
Затем пошла волна завоевателей арийцев. Они подчинили себе часть Индии (долина Инда). После этого в Индии возникла самая жёсткая система иерархического правления — варновый строй.
Наступление железного века
В период Нового царства египтяне усилили свою армию колесницами и завоевали Сирию и Палестину. Но через несколько веков Египет потерпел поражение от Ассирии. Возникавшие в железный век экспансионистские державы стремились закрепиться на восточном берегу Средиземного моря, где возникли первые в истории общества, ориентированные на торговлю.
Прибрежная полоса — Финикия (торговый народ). Главные города: Библ, Сидон, Тир.
Международная торговля развивалась, как караванная. В районе Амударьи и Сырдарьи вырос крупный центр караванной торговли — город Бактр.
Вилла была менее крупным владением, в пригородной зоне и монокультурным, производившим для продажи на городском рынке продукцию высокого спроса, как правило виноград или оливки. Присоединение плодородных владений Карфагена позволило импортировать дешёвый хлеб. Подчинение Греции позволило также перейти к ввозу вина и оливкового масла. В результате в пределах страны Италии рабовладельцы стали переходить к скотоводству. Воспитывать рабов-пастухов, заодно заниматься и разбоем. Уже Катон указывал на скотоводство, как на самый прибыльный вид хозяйства в латифундиях, а Плиний Старший писал, что латифундии погубили Италию.
Римские легионы захватили мир. В области созидания римляне более всего преуспели в строительстве. Самый знаменитый архитектор — Витрувий был современником Августа. Сподвижник Августа Агриппа руководил постройкой водопровода и римляне понастроили много акведуков, по которым проходили водопроводные трубы. Сооружались триумфальные арки. Для оперативного передвижения легионов были построены знаменитые римские дороги. И, наконец, при императоре Адриане на острове Британия и между реками Дунай и Рейн для охраны границ Римской империи был сооружён насыпной вал.
Такие архитектурные памятники, как амфитеатры и термы были построены для других удовольствий римлян: для представлений и горячих ванн. Август развернул в Риме мраморное строительство, а впоследствии был изобретён новый конструкционный материал — бетон. Другом Августа был Меценат, имя которого стало нарицательным. Кроме налогов с провинций и войн источниками доходов римской казны были налоги со сдаваемых в аренду государственных земель, налоги с продаж, налоги на наследство — всего этого однако вскоре стало не хватать. Римские императоры пытались искать дополнительные источники доходов, уменьшая вес и содержание серебра в динаре.
Рассудительный Веспосиан ввёл налог на отхожие места. Его сын Тит возмутился, Веспосиан сунул наследнику под нос монету, отчеканенную из серебра, собранного за счёт нового налога. «Воняет», — «Нет», -сказал Тит. «Деньги не пахнут», — изрёк Веспосиан.
В Риме было очень много праздничных дней. Ко времени Марка Аврелия уже 135 в году, кроме того военные победы отмечались отдельными праздниками. Триумф Траяна над Даками, которые сопротивлялись упорнее всех (жили на территории современной Румынии) праздновался четыре месяца. Правда это был последний крупный военный успех Рима. После Траяна среди римских императоров уже не было видных полководцев. Адриан и Антонин Пий предпочитали заниматься охраной границ, искусствами и наукой. Марк Аврелий, может быть, самый достойный из римских императоров был вынужден участвовать в военных походах, и написал книгу «Наедине с собой».
При Марке Аврелии посланцы Рима впервые достигли далёкой страны шёлка, то есть современного Китая. Греки о Китае не знали вовсе. Экумена для них заканчивалась Индией. В Китае на протяжении 501 года шла ожесточённая междуусобная борьба. Самыми видными мыслителями первого периода были Конфуций и Шан Ян. Они основали две противоположные идейные школы. Конфуций учил о происхождении китайских властителей от неба, но при этом предполагал, что властитель должен рассматривать себя, как отец по отношению к подданым, а чиновники, как старшие братья. Конфуций вообще основой всего считал патриархальную семью. Главной добродетелью он считал почтительность к старшим, добавляя обходительность, вежливость, сметливость и правдивость. Конфуций выдвигал значение вытикания неписанных традиций и ритуальных церемоний с музыкальным сопровождением.
Шан Ян в противоположность Конфуцию главным считал писанный закон, который властитель в праве установить по своему усмотрению. Достойными видами деятельности Шан Ян считал земледелие и войну. Он полагал, что надо установить очень высокие налоги на торговлю, чтобы торговцы почувствовали невыгоду и обратились к земледелию. Конфуцианскую учёность и церемониалие Шан Ян призирал, рекомендовал уничтожать книги. Он также считал, что земледельческие семейные общины не должны быть большими. С отцом может жить не более двух взрослых сыновей, но при этом для исправной уплаты налогов общины должны быть связаны круговой порукой.
В 321 году до н.э. властитель одного из китайских царств Цинь Шихуанди впервые объединил весь Китай и создал империю. Цинь Шихуанди беспощадно казнил тех, кто не сдавался на его милость победителя. Тех, кто сдавался он тоже казнил. Конфуцианских мудрецов, которые не смогли предоставить ему эликсир бессмертия, император повелел закопать живьём в землю. В качестве своей идеологии он выбрал учение Шан Яна. Для охраны северных границ Китая от кочевников Цинь Шихуанди начал сооружение Великой Китайской стены. Его государство распалось, но вскоре была восстановлена поднебесная империя под управлением династии Хай.
Китайцы до сих пор называют себя Хай. При этой династии начали складываться торговые пути между Китаем и Индией и между Китаем и Средиземноморьем через среднюю Азию и средний Восток, получивший название Великого Шёлкового пути. По Великому Шёлковому пути в Китай из Индии стал позднее проникать буддизм. Это вероучение возникло в Индии и выступило как отрицание варновой системы. В 3-ем веке до нашей эры Ашока объединил большую часть Индии и официальной религией своей империи провозгласил Буддизм, допуская при этом веротерпимость. Но в Индии Буддизм в итоге не удержался, а в Китае стал переплетаться с Конфуцианством, которое династия Хай избрала своей официальной идеологией, причём во времена Хай конфуцианские мудрецы разработали систему отбора лучших людей для управления государством через жёсткие конкурсные экзамены. Избираемые таким образом чиновники составили сословие Шэньши, а европейцы много позднее назвали их мандаринами.
Китайский секретный товар — шёлк, стал проникать в Средиземноморье уже в первом веке до нашей эры и ценился на вес золота. Восстановление связей между двумя империями: Римской и Китайской однако не состоялось, поскльку посланцы Марка Аврелия добрались до Китая в то время, когда в стране назревал очередной кризис, разразившийся до восстания «жёлтых повязок», которое смело династию Хай. В Риме в момент начала восстания «жёлтых повязок » правил Коммод — сын Марка Аврелия и в противоположность своему отцу — дегенерат. Безумство Коммода в конце концов привело к заговору сената и убийству изверга.
После этого в Риме наступил кризис власти и сенат решил возложить императорскую корону на голову того, кто больше всех заплатит. Престарелый Дидий выложил круглую сумму и был провозглашён императором. Но когда об этом узнал военачальник Септимий Север, он со своими легионами пришёл в Рим, убил Дидия и забрал корону себе. В Риме началась эпоха солдатских императоров. Септимий Север помимо прочего разрушил греческую колонию Византий. После нескольких десятилетий императорской чехарды легионеры провозгласили императора Диокретиана. Диокретиан укрепил власть, но два его главных мероприятия относительно хозяйственной и идейной жизни не имели успеха. Это были эдикт о ценах 301 года, гласивший верхний предел цен и грозивший повешением тому, кто будет повышать цены и спекулировать хлебом и эдикт о преследовании христиан. Христиан прогоняли из Рима, они расходились по римским дорогам в другие области империи.
Следующий император Константин решил не бороться с христианами, а привлечь их на свою сторону. Константин провозгласил христианство официальной религией Рима. Другим его важным мероприятием стало окончательное оформление системы колонада. Колонад был порождением хозяйственного кризиса Римской империи. Главными источниками рабов были завоевания. После прекращения завоеваний приток рабов, естественно, сократился. Значительную часть римского населения примерно одну пятую составляла городская беднота — пролетариат. Эти бедняки считали, что труд — занятие, недостойное свободного гражданина, и требовали от властей хлеба и зрелищ. В поисках выхода из положения римские рабовладельцы стали наделять рабов земельным участком и инвентарём и рабы превращались в колонов — мелких земледельцев, обязанных платить в казну подушно-поземельный налог. В 3 веке налог с колонов стал главным источником поступлений в римскую казну, а Константин закрепостил колонов, запретив им менять место жительства. Несколько десятилетий потребовалось после Константина христианству для того, чтобы воспринять от императорского Рима жёсткую структуру иерархической власти и развернуть борьбу с античной культурой, как проявлениями язычества. Константин лишь перед самой смертью принял христианство, чтобы заповеди не мешали ему убивать. Его преемники на императорском престоле и александрийские епископы запретили Олимпийские игры, разрушили Александрийскую библиотеку, в 415 году толпа христианских фанатиков растерзала в Александрии Ипатию, которая была первой в истории женщиной астрономом и математиком. С другой стороны самого христианства возникли альтернативные течения. Одно из них ариамство, учившее, что Иисус Христос не единосущен, а подобосущен богу-отцу было осуждено, как злостная ересь, но воспринято рядом варварских племён на границах Римской Империи. Другая ересь — донатисты выступали за сохранение евангельских принципов равенства и простоты жизни и против иерархии императорского Рима и институциализирущейся Церкви. Донатисты были идейными вдохновителями оппозиционного движения в римской Африке и в Испании, в котором участвовали бедняки, беглые рабы, колоны и т.д.
Пока Римская Империя постепенно распадалась, разделившись в 395 году на две части: Западную и Восточную со столицей в Константинополе, из центральной Азии через степной коридор между Уралом и Каспием в Европу хлынули кочевники гунны. Они взбудоражили варварские германские и славянские племена на границах Римской Империи. Началось Великое переселение народов. На развалинах Римской Империи осталась её восточная часть, называемая Византийской Империей. (Роммейской Империей). И возник целый ряд варварских королевств: западных и восточных готтов, вандалов, бургунтов и других. Но единственным из германских варварских государств, которое оказалось долговечным было государство франков. Его основатель Хлодвиг принял в 496 году христианство, Хлодвиг из рода Миравея. Его потомки известны, как Миравинги, и известны своей жестокостью и развратом. Большая часть Италии была завоёвана ромменами, император которых Юстиниан составил дигесты — свод законов Римского права. Другую часть Италии в 568 году завоевали лангобарды, а к началу 8-го века вся бывшая римская Африка и весь Пиренейский полуостров были завоёваны новой волной с востока — арабами-мусульманами. В государстве франков к этому времени реальной властью обладали правители двора — мажардоны. Мажардон Карл Мартелл чтобы укрепить франкское войско создал рыцарскую конницу. До этого свободные граждане были земледельцами и одновременно воинами, ежегодно весной собиравшимимся на боевые смотры. После реформ Карла Мартелла только меньшинство франков стало составлять войско, так как далеко не каждый мог содержать коня и приобрести боевые доспехи и необходимую выучку. Реформа себя оправдала в 732 году, рыцарская конница Карла Мартелла разбила арабов и остановила их продвижение в Европу. Чтобы обеспечить своих рыцарей материально Карл Мартелл стал наделять их земельными владениями, при условии несения военной службы.
Внук Мартелла король франков Карл Великий продолжил практику щедрой раздачи земельных пожалований — бенефициев. Карл Великий расширил границы своего государства. Он прогнал лангобардов и подарил Папе Римскому область вокруг Рима. Признательный Папа возложил на голову Карла корону императора Запада. Карл Великий покорил несколько германских племён и принудительно христианизировал их. Своей столицей он избрал город Ахел. Карл издал указ о виллах, которым обязывал владельцев бенефициев быть рачительными хозяевами, иметь в своём хозяйстве всё необходимое, как в условиях мирной жизни, так и на случай войны, включая кузнечных и иных дел мастеров, птицу, рыболовные угодья и т.д. Бенефиции стали превращаться в натуральные хозяйства. Хотя Карл Великий и пытался наладить чеканку монеты в пределах своей империи, торговля и денежное обращение не могли получить достаточного распространения, в том числе и потому, что арабы захватили контроль над Средиземным морем. Причём у Гибралтарского пролива они основали город Даньба и с каждого проходящего корабля брали плату. Отсюда пошло слово «дань». У Карла Великого к моменту его смерти остался в живых всего один сын, и это помогло сохранить единство империи, но ненадолго. Трое сыновей этого сына — Людовика Благочестивого ещё при жизни отца затеяли военный раздор. Старик с горя умер, а Карл Лысый и Людовик Немецкий поделили в 843 году в городе Вердене империю своего деда. Карл Лысый получил земли к западу от реки Рона — Францию. Людовик Немецкий получил земли к востоку от реки Рейн — Германию. Территориальную полосу между Роной и Рейном братья оставили своему старшему брату Лотару и эта территория получила название Лотарингия. Возникли три королевства с династиями Каролидов. С этого началась история современной Европы.