Человек — это государство, общество, мир человека

В этом известном марксистском положении выражена не только социальная сущность человека, но и органичная коррелятивная его взаимосвязь и взаимозависимость с объективными реальностями социальной и культурной действительности, а через нее и с природным бытием.

Степень этой взаимозависимости и возможностей творческого воздействия человека и других субъектов общественно-исторической жизнедеятельности (классов, партий, народов и человечества) на объективные условия их существования была различной в прошедшие эпохи. Постоянно видоизменяясь и возрастая, она достигла в наши дни наивысшей степени, обнаружила колоссальные свои созидательные и разрушительные возможности. В этой связи чрезвычайно остро встал вопрос о месте и роли субъективно-человеческого фактора в современном историческом развитии, о тех главных задачах и ценностях, которым должна быть подчинена деятельность представляющих его субъектов, об ответственности каждого человека в определении и решении как собственной судьбы, так и судеб народа, страны, всего человечества. Иначе говоря, возникла настоятельная необходимость глубокого осознания человеком своих связанных с жизненными интересами человечества целей, принятия и практического осуществления им такой индивидуальной нравственной и общественно ответственной позиции, которая позволила бы ему и человечеству в целом стать хозяином своей судьбы, сохранить свою жизнь и обеспечить благоприятные условия для дальнейшего социального прогресса.

Анализ положения человека в мире, современной ситуации мирового развития и связанных с ней наиболее общих проблем человеческого существования позволяет, как мы уже отмечали, выделить ряд актуальных жизненных задач и самоочевидных ценностей, которые могут и должны выступать сегодня в качестве наиболее общих и обязательных норм всякой деятельности — государственной, общественной, индивидуально-человеческой. Такими задачами нашего времени являются всеобщее разоружение, устранение войн как средства решения спорных проблем, создание всеобъемлющей системы международной безопасности, комплекс других глобальных проблем, решение которых возможно лишь на путях мирного сотрудничества всех народов. Соответственно на передний план выдвигаются такие общепризнанные ценности, как мир, человек, демократия, социальный прогресс. Они же служат своеобразными императивами, требующими соотносить и согласовывать с ними всякую человеческую деятельность, постоянно учитывать настоятельную необходимость все средства и возможности современной науки и техники подчинять интересам мира и человека, его свободного и гармоничного развития. В тесной связи с этими требованиями находится также задача утверждения в мире тех новых и справедливых принципов межчеловеческих и международных отношений, которые, сложившись в русле мирового революционного процесса и освободительного движения, успешно осуществляются в практике стран социалистического содружества и получают все большее признание в их отношениях с развивающимися странами и в современной международной жизни в целом. Это принципы международного политического, экономического и культурного сотрудничества, исключающие всякие формы социального, расового и национального неравенства.

Решение общих задач современного человеческого Существования и претворение в жизнь связанных с ними общедемократических ценностей и принципов, как это признается сегодня многими, возможны лишь при условии, если человечество уже в ближайшие десятилетия в ряде важнейших сфер своей жизнедеятельности выйдет на качественно новый уровень. В век термоядерного оружия, экологических и Других глобальных проблем, угрожающих жизни человечества, нельзя жить по-старому, мыслить и действовать стереотипами прошлых эпох. Наряду с сохранением и использованием прогрессивных культурных традиций в строительстве новых общественных отношений нужен принципиальный отказ от всего того косного, отжившего и антинародного, что веками культирировалось и поддерживалось в интересах привилегированных сословий и классов, их социального и политического господства, необходим решительный разрыв с основанными на праве сильного старыми формами внутригосударственной и международной жизни. «В ядерный век нельзя жить — во всяком случае, долго жить — с психологией, привычками и правилами поведения века каменного».

Необходимость осуществления общих качественных изменений в образе мышления и жизнедеятельности человечества сегодня осознается многими учеными, философами, общественными и государственными деятелями различных политических направлений. Все большее признание получает идея коренных преобразований капиталистических общественных отношений. Не только коммунисты, но и некоторые представители левой социал-демократии и даже леволиберальных организаций западных стран выступают в наши дни с различными программами преодоления капитализма, замены его обществом социалистического типа. В странах социалистического содружества во весь рост встала и решается задача всестороннего развития и совершенствования социализма, более полной и последовательной реализации его огромных созидательных возможностей и преимуществ.

Успешное решение глобальных и региональных задач человеческого существования находится в непосредственной зависимости от определенных объективных и субъективных предпосылок современного общественного развития, от того, насколько ведущие политические силы различных регионов мира и человечества в целом, главные субъекты социально-политической деятельности, осознали и приняли к руководству жизненно важные задачи и ценности времени, насколько они внутренне свободны и объективно способны претворить их в жизнь, т. е. насколько их творчеству помогают или препятствуют объективные социально-экономические и политические системы, существующие в отдельных странах, в мире в целом.

Сегодня необычайно важна степень личностной зрелости и самостоятельности отдельного человека и других субъектов общественной жизни, их идейная и ценностная направленность, то, в какой мере развито в них личностное начало, способность контролировать и направлять объективный процесс исторического развития, быть сознательными творцами своей собственной жизни. Говоря о личностном начале, личностной инстанции человека, делающей его центром и субъектом исходящих от него деятельных актов, мы имеем в виду некую находящуюся в пределах самого конкретного человеческого существа «метаинстанцию», обусловливающую или выражающую его способность дистанцироваться, отвлекаться от окружающих его обстоятельств, от привычных и утративших свою эффективность форм его собственной жизнедеятельности, переориентировать свои действия и поступки в соответствии с новыми представлениями о целях и задачах общественной, человеческой жизни или для восстановления нарушенных им самим исходных принципов его жизненного назначения.

«Метаинстанционные» функции бывают различными. Но в данном случае речь идет о «метаинстанционной» функции, обращенной к самому субъекту творчества. Это функция критического самосознания, самоконтроля, самообновления, деятельной активности субъекта, предполагающая в известном смысле преодоление самого себя, выход за пределы давно ставших и закостеневших форм жизнедеятельности. Она соответственно может служить показателем творческой природы, недогматичности духовного склада конкретного человека, демократичности и гибкости организационных структур общественных и государственных организаций, обладающих необходимыми внутренними механизмами самосовершенствования и самоформирования, творчески-критического характера конкретной идеологии, позволяющей ее последователям постоянно развивать и уточнять жизненные ориентиры в соответствии с новыми явлениями и фактами общественно-исторического процесса.

Сложные и трудные задачи современной жизни могут быть успешно решены лишь объединенными усилиями всех прогрессивных людей мира, осознавших свою ответственность в решении судеб человечества. Но сегодня, как и в прошлом, важно из всей этой совокупности общественных сил выделить ту, которая своим конкретным и реальным положением в системе общественных отношений, внутригосударственных и международных, не только субъективно, но и объективно призвана и способна быть ключевой и определяющей силой современной истории. Такой силой, как об этом свидетельствует опыт нашего столетия, является мировой социализм, где рабочий класс, трудящийся народ стал хозяином своей жизни. На новом уровне и в новом качестве осуществляет в современном мире пролетариат свою освободительную, гуманистическую миссию, и в решении своих классовых задач он, руководствуясь коммунистической идеологией, закономерно приходит к решению задач общечеловеческих.