Процесс передачи политического опыта (знаний, убеждений, ценностей, норм, связанных с властными отношениями) от поколения к поколению, а также его перехода с когнитивного уровня на поведенческий называется политической социализацией.
В ходе ее военнослужащие вырабатывают собственную социальную и жизненную позицию, присваивая те нормы, ценности, мотивы, которые им представляются наиболее значимыми, приоритетными. В советский период нашей истории это был направляемый сверху и организуемый партийно-политическими органами армии процесс. В деятельности политорганов было немало формализма, грубого диктата, что ограничивало политическую активность личности, ее право на личный выбор. Командно-административная система глубже всего проникала в те структуры нашего общества, где наиболее жестко регламентирована жизнедеятельность. Вооруженные силы по своей природе оказались чрезвычайно восприимчивы к методам администрирования, в том числе и в сфере политической социализации. Условия демократизации страны и армии расширили пространство свободного выбора. В то же время в армии этот процесс развертывается сложно, противоречиво. Опасаясь возрождения командно-административной системы, должностные лица в ВС пустили процесс политической социализации, по сути, на самотек. В силу однобокого понимания лозунга «армия – вне политики» резко ухудшилась политическая подготовка личного состава, особенно офицеров и генералов. Исследования свидетельствуют, что более 50% офицеров не интересуются политикой. Среди рядовых военных показатель интересующихся политикой упал с 30,8% до 12,2%. Отсутствие ясного представления о целях и перспективах политического движения страны в 90-е гг. существенно ограничивало возможности выработки устойчивых ценностных ориентаций, препятствовало кристаллизации политических интересов и предпочтений. Созданию политического хаоса и неразберихи способствовала и ожесточенная борьба политических партий, их грязные технологии, «черные пиары» и т. п. Все это негативным образом отражалось на электоральной культуре военнослужащих. Последнюю определяют как часть политической культуры, характеризуемую двумя основными показателями: ответственностью избирателя (понимание значимости выборов, интерес к ним и желание разобраться в ситуации) и его компетентностью (умение оценить ситуацию, соотнести свои интересы с предложениями и личными достоинствами кандидатов и партий).