Тема положения и призвания человека в мире

Тема положения и призвания человека в мире широка и многоаспектна, к ней могут быть отнесены почти все основные философские проблемы человека, более или менее полное освещение которых требует целого ряда монографических работ.

Настоящая книга посвящена тем наиболее общим и чрезвычайно важным для судеб человечества проблемам, которые с особой силой и остротой выдвинула на передний план наша переломная и критическая историческая эпоха. Это проблемы жизненного призвания человека, его моральной и общественной ответственности, творческой и преобразующей мир активности в эпоху радикальных социальных и культурных перемен, бурного развития научно-технической революции с ее огромными созидательными и разрушительными возможностями, это проблемы места и роли человека в решении главной задачи современности — задачи утверждения мира и всеобщей безопасности как непременного условия дальнейшего существования и прогресса человечества.

Проблемы современного человека часто и не без оснований называют пограничными проблемами второго и третьего тысячелетий. Такая характеристика вызвана реальным и конкретным содержанием переживаемого человечеством сегодня исторического этапа — уникальной и сложной природой проблем, успешное решение которых только и может сохранить жизнь человечества, необходимые для его творческого развития предпосылки и силы, а также крайней ограниченностью времени, отпущенного для решения этих проблем, настоятельной Задачей создания исходных благоприятных предпосылок уже в текущем столетии, до 2000 г. В значительной мере именно этими обстоятельствами определяются намеченные решениями XXVII съезда КПСС временные границы программ ускоренного социально-экономического развития нашей страны, решения ряда важнейших задач внутренней и внешней политики партии и Советского государства.

Сегодня, в преддверии третьего тысячелетия, человечество подошло к той пограничной черте своей истории, у которой каждому рядовому человеку и политическому деятелю необходимо остановиться, задуматься и на основе строгого учета сложившихся в мире реальностей и жизненных интересов человечества определить и утвердить свои принципиальные мировоззренческие установки, принять необходимые действенные решения. Современное международное развитие, как неоднократно подчеркивал Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев, подошло к такому своему критическому рубежу, «который нельзя преодолеть, не приняв в высшей степени ответственных решений, направленных на то, чтобы поставить предел гонке вооружений, остановить сползание к войне. Эти решения нельзя откладывать, не рискуя выпустить из-под контроля опасные процессы, угрожающие самому существованию человечества. Обуздание сил милитаризма и войны, обеспечение прочного мира и надежной безопасности — коренная проблема современности».

Рассматриваемые в книге проблемы человека определены, таким образом, основными задачами современного мирового развития. Они вызваны необходимостью скорейшего решения проблемы мира и равноправного сотрудничества народов, сохранения и оптимального воспроизводства культурной и природной среды обитания человека, использования достижений науки и техники на благо людей, актуальными задачами коренных преобразований капиталистических отношений, созидания и совершенствования социально-экономических и политических форм нового, социалистического общества. Все эти жизненные проблемы современного человека находят свое специфическое отражение и освещение в философии, в ее теоретических положениях и представлениях о природе человека, соответствующих культурных и социальных формах его бытия. Как самосознание конкретной эпохи, отражающее важнейшие тенденций ее социального и культурного развития и определяющее ее основные ценности и императивы, философия является не только теорией, объясняющей мир, но и средством ориентации и жизнедеятельности человека в мире, руководством к активному его преобразованию в соответствии с прогрессивными идеалами времени.

В силу своей специфики, выражающейся прежде всего в теоретическом и общемировоззренческом характере ее познания, философия как в прошлом, так и сегодня в качестве предмета и задачи своего исследования полагает не конкретного человека в буквальном смысле, а некое обобщенное понятие человека, его определенный образ, сформированный конкретной исторической эпохой, социальной культурой, образ, характеризующий не только его конкретно-историческую данность, но и определенный исторический идеал человека, то, каким надлежит быть ему, чтобы успешно справиться с жизненными проблемами времени. И сегодня, в условиях нашей эпохи, философия обращается к такому обобщенному образу человека, с которым связаны как специфические, так и наиболее общие проблемы человеческого существования в том их виде, в каком они встают в различных социальных системах и культурных регионах современного мира, и прежде всего в индустриально развитых социалистических и капиталистических странах, в контексте современного соперничества и противоборства социалистической и капиталистической систем.

Вместе с тем современный критический рубеж истории острее и конкретнее, чем когда-либо в прошлом, поставил человечество перед необходимостью не только решения сложных проблем его современного развития, но и более полного и последовательного осуществления ряда «вечных» общечеловеческих принципов нравственной и социальной жизни людей, выдвигавшихся на протяжении всей культурной истории, но не получивших всеобщего признания и практической реализации. Некоторые из этих общечеловеческих принципов, утверждающие мир и жизнь человеческую в качестве высших ценностей, сегодня провозглашаются не просто как абстрактные и предпочтительные ценности и критерии человеческого поведения, а как непременные императивы и условия человеческого существования, практическое и неуклонное соблюдение которых только и может сохранить жизнь человечества.

Используемое в книге философское понятие человека имеет в виду тем самым, в зависимости от контекста, обобщенные его образы как родового существа, отдельного, конкретного человека, а также других субъектов современной общественной и культурной жизнедеятельности — социальные классы, политические партии, народы, человечество в целом, и прежде всего в той их роли, к какой они выступают и действуют как свободные, осознавшие свои цели и призвание субъекты исторического творчества. Иначе говоря, предлагаемая вниманию читателя книга о человеке в современном мире является книгой о реальных возможностях и задачах тех сил общественной жизни, которые олицетворяют субъективно-человеческий фактор истории. Ставя в ней философский вопрос: что есть человек и каково его назначение, мы тем самым спрашиваем и говорим о том, что есть человек сегодня, каковы его объективные и субъективные возможности и чем он может стать завтра, т. е. может ли юн, следуя передовым идеалам и ценностям нашего времени, «сделать» самого себя, создать свою собственную жизнь как в индивидуальном, так и в общечеловеческом плане.

Разнообразны и сложны человеческие проблемы, которые встают сегодня в мире и по которым спорят и сталкиваются две мировые социальные системы, различные противоборствующие силы, общественно-политические и религиозные движения. Но так или иначе они сводятся к проблемам современного человеческого существования в самом широком смысле, к проблемам социального и духовного освобождения человека, оптимального и справедливого удовлетворения его материальных и духовных потребностей, к спору о путях и средствах сохранения мира и жизни человечества, об условиях творческого и гармоничного развития человека. Именно здесь, в теоретическом и практическом решении коренных проблем человеческой жизни, сталкиваются социализм и капитализм, выдвигаемые ими социально-философские альтернативы. В конечном счете спор идет и о том, какая из двух социальных систем создает более благоприятные возможности для развития человека, его благосостояния и счастья. В этой связи спор идет также и о том, какая философия служит интересам человека и социального прогресса, является надежным и эффективным руководством для решения насущных проблем современного человечества. Этим вопросам посвящены разделы книги, характеризующие марксистскую философскую концепцию творческой активности человека и те пути, которые открывает социализм для решения его современных проблем.