Состояние политической (электоральной) культуры российских военнослужащих

О состоянии политической (электоральной) культуры российских военнослужащих свидетельствует динамика их активности во время выборов федерального уровня, в частности в Государственную Думу, и в периоды президентских кампаний.

В структуре личности военнослужащего можно выделить три блока:

1) ценностное «ядро»;

2) защитный «пояс»;

3) смысловую «периферию». Ценностное ядро образует группа значимостей, с которыми связан главный источник психической энергии, активности личности. Г. Г. Дилигенский отмечал, что он определяется столкновением двух тенденций: к слиянию индивида с социумом и к самовыделению в качестве автономной единицы. Это значит, что человек не просто усваивает социальные ценности и нормы, но и как бы превращает их в собственный личностный потенциал, делает их средством своего самоутверждения в мире. Определяющей здесь является психоаналитическая идея о том, что человек самоутверждается, пытаясь компенсировать свою реальную или мнимую «неполноценность». Возможны разные способы компенсации, в том числе – патологические. Здоровая, успешная компенсация – это самоутверждение через фундаментальные социальные ценности. В нашем случае это ценность Отечества, гордость за свою принадлежность к Российской армии, преданность данному виду войск, своей части. Именно через эти базовые ценности военнослужащий утверждает свою «самость» как добровольное и сознательное подчинение себя своему «Сверх-Я», выполнению воинского долга, защите воинской чести, отстаиванию своего профессионального достоинства.

Неслучайно и в армиях зарубежных стран воспитательная работа строится именно на основе этих базовых ценностей. При всем прагматизме американцев и свойственном им духе индивидуализма ведущие армейские ценности, определяемые Полевым уставом ГМ-100:1, – верность государственному строю, преданность народу и его истории, гордость за вооруженные силы США. Эти ценности призвана поддерживать вся работа с личным составом, программы войскового обучения, соблюдение воинских ритуалов и т. д. Национально-патриотические ценности являются ведущими и в бундесвере ФРГ. Эти идеи образуют ядро «Иннере Фюртунг» («внутреннее руководство»): так называется комплекс мероприятий учебно-методического и нравственно-политического характера, направленных на формирование морального духа и профессионализма немецкой армии. Центральный образ этой концепции – идеал гражданина в военной форме, широко информированного, преданного идеям демократии и национальным традициям, обладающего высоким военным профессионализмом.

Главная цель воспитательной работы в ВС Англии – это доведение до сознания каждого военнослужащего идеи, что интересы Великобритании должны находиться под надежной защитой. В этих целях проводится широкая пропаганда былого «величия Великобритании», романтики колониальных походов, веры в превосходство «английского образа жизни», британской нации в целом, которые соединяются с новыми идеями и традициями – «североатлантической солидарности», «партнерских отношений» с союзниками по НАТО и др. Воспитание на традициях преследует цель – формирование «полкового духа», стремления подражать «героическим предкам».

Поэтому правы те, кто выделяет в качестве приоритетного воспитательного принципа – принцип гражданственно-патриоти­ческого воспитания в российской армии. Патриотическая идея обладает наибольшими воспитательными возможностями: она политически нейтральна и является общероссийской; она приемлема для сторонников всех религий. Патриотическая идея имеет понятный механизм реализации, ибо не только общезначима, но и обладает мощным пластом обыденно-психологического подкрепления в виде традиций, обычаев, обрядов, ритуалов. Разумеется, речь идет не о патриотической идее вообще (которая может усиленно пропагандироваться и реакционными силами), но об утверждении образа демократической России, которая возрождает свои лучшие духовно-исторические традиции и стремится обрести свое место и путь в современном цивилизованном развитии. Именно с такой Россией органически связывается образ воина-гражданина, осознающего свой воинский долг, свои обязанности защитника Отечества, а также права и свободы как представителя демократического общества.

Второй структурный блок в личности военнослужащего – мы назвали его «защитный пояс» – образуют профессиональные ценности: глубокие специальные знания, владение боевой техникой, дисциплинированность, нравственно-психологическая и физическая закалка, способность к саморегуляции. Все эти профессиональные качества являются важнейшим средством личностного самоутверждения военнослужащего, доказательством его превосходства над «другими». Психоаналитики обращают внимание на то, что это стремление – важнейшая неосознанная пружина человеческого поведения, особенно мужского. В то же время процесс воинского труда, овладения специальностью, поддержания техники в состоянии боевой готовности и т. д. является источником формирования важных нравственных человеческих качеств: настойчивости, выдержки, инициативы, исполнительности, которые, разумеется, пригодятся воину и в мирное время, в условиях гражданской жизни. Именно поэтому в нашем народе сложилось и продолжает поныне существовать отношение к армии как к школе мужества, которую должен пройти каждый юноша. Обучаясь защите Родины, мужчина обучается защите своей человеческой значимости. Полагаем, что такое уродливое явление современной российской армии, как «дедовщина», где личность проявляется и самоутверждает себя за счет унижения другого, младшего по званию, возрасту и т. д., обусловлена, в частности, тем, что человек в нашей армии не имеет все же достаточного простора именно для профессионального самоутверждения. Между тем в целом воинская профессия может дать широкие возможности для раскрытия индивидуальности, формирования многообразных способностей, умений, знаний. Задача армейской воспитательной работы и состоит в том, чтобы раскрыть эти возможности для здорового развития личности. Это хорошо понимали военные педагоги российской армии, обращая внимание на единство обучения и воспитания (при приоритете воспитания), на формирование личности воина в деятельности и через деятельность. Эти принципы можно было бы дополнить еще одним – «самоутверждение воина в профессии и через профессию».

Третий структурный блок в личности военнослужащего (смысловая «периферия») образуют ситуативные жизненные смыслы, которые формируются и активизируются в сознании и поведении воина в процессе его взаимодействия с «другими» – командиром, товарищами по части. Ведь наряду с мощным стремлением к утверждению и отстаиванию своей человеческой индивидуальности, особенности, отличности от «других», т. е. тем, что ныне связывают с представлением о здоровом индивидуализме, человеку свойственна и тяга к «другим», боязнь изоляции, одиночества. На это тоже обращают внимание современные психоаналитики. Так, Э. Фромм подчеркивает, что эгоизм и «свобода от» внешних ограничений, которые на человека накладывает общение с «другими», – это лишь начальные формы самоопределения и самоутверждения человека. Адекватным же отношением к миру является любовь и солидарность с другими людьми, а также активная деятельность по укреплению этой «плодотворной ориентации», в которой, собственно, и проявляется то, что Э. Фромм называет «свободой для». Она побуждает человека к различным формам ассимиляции или социализации с «другими». Если ассимиляция означает полное поглощение индивида общностью, то социализация предполагает различные уровни его взаимодействия с «другими», группой, коллективом, когда индивид может сохранять определенную личностную автономию и внутреннюю целостность при соблюдении права на свободу и личностную автономию «другого». Это согласуется с известным тезисом И. Канта о том, что другой человек никогда не должен становиться для меня средством, но только целью общения и деятельности. Близкие идеи находим и у Н. А. Бердяева: «Личность предполагает существование других личностей и общение с другими личностями». Наконец, широко известна Марксова формула: «Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к себе как к человеку».