Англо-амерканские модели конституционализма

К началу – середине XIX в. в Англии оформляется классический либеральный тип гражданского общества и соответствующий ему режим отношений общества и государства – режим конституционализма.

Исторически первый вариант конституционализма можно назвать негативно-либеральным. Основные его понятия – свобода человека, реализуемая в гражданских правах, и принцип невмешательства государства в пространство свободы человека.

Такая модель была основана на менталитете, который воспроизводился протестантской этикой, по преимуществу распространенной в США и Англии, англоязычных странах Северной и Центральной Европы. Идеал общества виделся в обеспечении свободы человека, умеренных налогах и защите государством общего порядка и внешней безопасности.

На протяжении двухсотлетней истории США не стоял вопрос об отношении к монархии и роли монарха в развитии конституционализма.

Хотя еще Аристотель описал конституционное правление в очень ясных и четких категориях, практическое воплощение данного идеала относится лишь к новому времени. При конституционном строе налагается двоякое ограничение: некоторые виды вмешательства власти в общественную и частную жизнь запрещаются, а процедуры четко предписываются. С одной стороны, правительству запрещены некоторые виды деятельности, а государству непозволительно вмешиваться в дела частных лиц. В США власть ограничена, первые десять поправок к конституции ограничивают власть как федерального, так и местного правительства. С другой стороны, исполнительная, законодательная и судебная власти должны действовать в соответствии с процедурами, предписанными конституцией, или подзаконными актами. Таким образом, конституционное правление связано с обеспечением прав и свобод граждан и ограничением власти правительства.

В своей работе «Анализ политической системы» А. Верни показал, что теоретики конституционного строя разработали три модели конституционного правления:

1) система правления может считаться конституционной в том случае, если электорат принимает участие в выборе правителей;

2) постулат относительно разделения власти на законодательную и исполнительную, выведенный из теории Локка и Монтескье, не означает непременно обособленное существование каждого вида власти;

3) система не может быть признана конституционной, если значение законодательной власти не равно и не превышает значения власти исполнительной.

Т. Джефферсон (1743–1809), автор проекта Декларации независимости США 1776 г., вышел за пределы локковской «либеральной концепции» ограниченного правления. Локковская триада о правах человека – «жизнь, свобода, собственность» – заменена в Декларации другой триадой – «жизнь, свобода, стремление к счастью». Если государственное правление противоречит этим целям, то, как считал Джефферсон, народ имеет право изменить, уничтожить существующую форму правления, свергнуть деспотическое правительство. Замена слова «собственности» на «стремление к счастью» означало не игнорирование и тем более не отрицание собственности, но признание необходимости чего-то более существенного для человека, чем собственность. Для достижения счастья собственность – важнейшее условие, средство, но не самоцель. Широко распространено мнение о многовековой стабильности Конституции США 1787 г., в которую за все время ее существования было внесено всего 26 поправок. Однако не надо забывать, что эта Конституция постоянно меняется в решениях Верховного Суда США.

Обширный и разнообразный опыт организации и реализации принципа разделения властей (первый такой опыт, как известно, был принят в Конституции США в 1787 г.) дал основания для различных суждений и оценок действенности этого принципа.

Принципы существования Федерации достаточно четко изложены в Конституции США 1787 г. – родоначальнице федерализма. Прежде всего в ней закреплено главное правило жизнедеятельности любого общества, любой системы – разделение труда. Субъекты Федерации наделили центр точно оговоренным перечнем полномочий, установили его компетенцию. Все остальное априори осталось за субъектами Федерации, естественно, в равной степени. При этом отпала необходимость оговаривать полномочия самих субъектов и декларировать их равенство между собой и по отношению к центру: в США штаты наделили федеральный центр полномочиями, т. е. был создан приоритет законодательной воли субъектов Федерации в конституционном процессе. Собственно, речь идет о том, что основной закон Федерации вступает в действие на территории субъекта только после ратификации его соответствующим законодательным собранием. Конституция США определяет только одно основание вмешательства центра во внутренние дела субъекта без его просьбы о таком вмешательстве.